На что ориентировались в ЦСКА, выбирая тренера, после того как свою работу с командой завершил Валерий Газзаев? На этот и другие вопросы в интервью «Спорту» ответил президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер.
— Евгений Леннорович, поиски тренера для топ-клуба чем-то отличаются от просто поисков тренера? И вообще, есть ли такое понятие — «тренер для топ-клуба»?
— Да, конечно, отличия существенные, и понятие такое есть. Мы с вами видим по совсем недавним историям в нашем футболе, что тренеры, которые добиваются больших успехов и с невероятной скоростью эволюционируют с клубами-середняками, могут оказаться совершенно неготовыми к работе в иной реальности, которую представляют из себя топ-команды. Одно дело работать как наставник с просто игроками, а совсем другое — работа со звездами. Тренеров, которые способны работать в топ-клубах успешно, у нас наперечет. Но они всегда востребованы. Вот пример Валерия Георгиевича Газзаева, именно такой квалификации тренера, который, взяв паузу на полгода, сейчас возглавил, на мой взгляд, великий клуб — киевское «Динамо». И я бы хотел ему пожелать от всей души удачи и успехов с его новой командой.
— Это основное отличие и основной критерий? Можно ли, исходя из этого, говорить, что тренер для топ-клуба должен быть в первую очередь не меньшей звездой, чем его подопечные во всем — от зарплаты до послужного списка из титулов и наград?
— Я бы не стал заострять внимание на зарплате, потому что в разных клубах подход к этому разный. В ведущих европейских клубах зарплата звезд, возможно, даже несопоставима с той, которую получает тренер. А что до титулов и наград… Есть примеры, когда великие игроки становятся не совсем удачливыми тренерами. И наоборот. Возьмите того же Моуринью или Слуцкого. Тут все очень индивидуально. Но при этом надо понимать одно: великому игроку футболисты будут заглядывать в рот и ловить каждое слово ровно до того времени, пока не начнется рутинный тренировочный процесс. И вот здесь магия титулов заканчивается и начинается испытание на тренерские качества.
— Выбирая тренера для ЦСКА, в первую очередь на что ориентировались? Были ли какие-то психологические или, быть может, географические критерии в процессе выбора нового наставника для команды?
— Нет, таких критериев не было. Был список кандидатов, которые, на наш взгляд, подходили команде, могли бы сохранить ее стиль и помочь ей развиваться. Мы могли бы пригласить на должность главного тренера наставника-итальянца, который исповедует «катеначчо», но прекрасно понимали, что этот стиль и эта тактика не для ЦСКА. Но это вопрос далеко не географии, а именно взглядов на футбол. Ведь если брать Зико, то он, несмотря на то что его называют Белый Пеле, не совсем бразилец. Родом он из Португалии, поработал и в Японии, и в Турции, и в Латинской Америке… в общем, космополит, тренерский стиль которого включает в себя лучшее из того, чему он научился, работая со своими предыдущими командами. Главное — чтобы тренер подходил команде, чтобы он мог вместе с ней двигаться вперед. Чтобы под его руководством команда способна была давать лучшие результаты. Это основной критерий для всех руководителей и владельцев топ-клубов.