(Фото: РИА «Новости»)
Главой объединения болельщиков иногда быть небезопасно. Конфликты российских фанатов со свирепыми польскими группировками во время Евро-2012 памятны до сих пор. Что же будет во время ЧМ-2018 и Евро-2020 в России, если нашу сборную «сильно обидят» принципиальные соперники? Проблема фанатов у всех на устах. Эдуард Латыпов рассказал, как избежать убийств и скандалов около стадионов.
— Говорят, ваша организация и вы лично способствовали тому, что знаменитое шествие российских фанатов на футбольном Евро-2012 в Варшаве перед матчем Польша — Россия обошлось без человеческих жертв...
— Вообще марш болельщиков — общеевропейская традиция. Вы можете увидеть на YouTube шествия голландцев, шведов и прочих. В Варшаве же только шествие россиян вызвало особый, нездоровый ажиотаж. Напомню, что оно было приурочено не к какой-то скандальной политической дате, а ко Дню России — 12 июня. Обычно марши никто ни с кем не согласует. Болельщики вправе собраться большой толпой и спокойно идти к стадиону. Однако мы, понимая все осложнения, обратились в мэрию Варшавы. Прошло совещание, где присутствовали даже работники Министерства обороны Польши. Мы согласовали место, время марша, позиции польских полицейских кордонов. Я, как и многие другие, шел с фанатами. Разумеется, были провокации и инциденты, но мы справились. После матча поздравляли друг друга, ведь обошлось без большой крови.
К сожалению, Российский футбольный союз отказал нам в просьбе содействовать присутствию на марше представителей МВД России. Тогдашний глава РФС Сергей Фурсенко заявил, чтобы мы сами разбирались с нашими проблемами. Кроме того, жаль, что нам не удалось избежать фанатских конфликтов после матча. Однако это был большой опыт, который мы получили и будем использовать впредь.
— В свете этого опыта как будете работать с фанатами на российской территории во время чемпионата мира — 2018 и Евро-2020?
— В первую очередь займемся профилактикой. Видимых причин для больших беспорядков, столкновений не вижу. Не замечал, чтобы россияне с какой-то особой ненавистью относились к гражданам каких-то зарубежных стран.
— Но ведь могут возникнуть конфликты на почве проигранных матчей. Во время чемпионата мира — 2002 после поражения России от Японии в Москве были грандиозные беспорядки со множеством раненых.
— Мне сложно судить о тогдашних событиях, но по крайней мере японцев тогда массово не избивали и по городу не отлавливали. Вообще многие проблемы — от непонимания. Во время Евро-2012 поляки подходили к нам и говорили: «Вот у вас, русских, к нам все время какие-то претензии!» Мы отвечали, что никаких претензий не имеем. Они говорят: «Ну как же, а исторические конфликты?» Мы отвечали, что у нас таких конфликтов и без поляков полно. Если все вспоминать, так от ненависти лопнешь. К слову, на следующий день после варшавского марша многие поляки подходили к нам и извинялись за провокации. Им было стыдно. Никто из наших хулиганов после Евро осужден не был, а многие местные фанаты получили сроки.
— Вы уже работаете с главами крупнейших российских фанатских объединений Москвы, Петербурга и других городов?
— Не могу сказать, что целенаправленно с ними работаем, но общаемся и обсуждаем многие вещи. Лидеры легальных фанатских объединений — нормальные, взрослые, разумные люди.
— Они-то разумные, но разве они могут помешать отдельным личностям раскрывать самодельные скандальные баннеры, которые потом станет обсуждать пресса всего мира?
— Конечно, когда у тебя двадцать тысяч человек, за каждого ответить невозможно. Однако можно создавать такой общественный фон, чтобы разворачивать подобные баннеры считалось позорным. И такая работа ведется. Адекватные болельщики стараются делать так, чтобы провокаций на российских стадионах не было. Что касается наказаний, то технические средства на современных стадионах таковы, что можно заснять и распознать каждую мышь, не то что человека. Конечно, уголовная и административная ответственность хулиганов должна быть персональной. Коллективных наказаний вообще быть не должно. Карать весь сектор за проступок одного человека глупо. Это только разжигает в фанатах ненависть и провоцирует невиновных людей на агрессию.