Бизнесмена Давида Исааковича Трактовенко знают все или почти все. Но вот что о нем знают? Банкир, руководивший «Зенитом» и снискавший на этом поприще народную любовь. Создал газету. Нашу газету. И практически все. Он не склонен раздавать интервью. Предпочитает трудиться в тиши уютного кабинета. Бегло посетив который, можно узнать, что бизнесмен увлекается аквариумными рыбами и любит собак. Юбилей созданной им газеты журналисты «Спорта» расценили как повод познакомить читателей со своим шефом поближе.
— В преддверии юбилея созданного вами издания хотелось бы поинтересоваться: как вы пришли к мысли начать выпускать газету? Какие цели вы преследовали?
— Мы хотели создать конкурентоспособное издание, которое объективно освещало бы спортивные события в стране и в родном Питере. Мы понимали, что этот сегмент рынка насыщен изданиями, которые давно заявили о себе и завоевали определенную аудиторию. Поэтому мы вышли в формате, отличавшемся от других газет и с совершено иной подачей материала. Сегодня уже все забыли, что на момент появления нашего издания не было цветных спортивных газет. Мы были первыми. Сегодня в цвете выходят почти все.
— Увлекла ли вас издательская деятельность?
— Да. Меня увлекла эта деятельность. Как любой новый бизнес, начатый по собственному желанию, а не потому, что так сложились обстоятельства. Здесь совершенно новый рынок, новые люди, иная сфера общения. Все это мне интересно.
— В какой степени удалось реализовать задумки, связанные с издательским проектом?
— Как и в любом проекте, что-то получилось, что-то нет. Идея издавать федеральную газету в Петербурге на поверку оказалась утопией. Восемьдесят процентов рекламного рынка — в Москве, и тут ничего не изменить. Объем читательского спроса в Москве примерно равен потенциалу всей России. Поэтому мы создали в столице крупную редакцию, и центр Издательского дома перенесен туда. В силу некоторых обстоятельств мы вышли в Москве раньше, чем это было необходимо. К тому же вскоре после появления нашей газеты в столице случился кризис, и он создал проблемы для любого бизнеса, издательского в том числе. А уж мы-то на тот момент были в столице вообще новым изданием, в отличие от «Спорт-Экспресса» и «Советского спорта». И все же отмечу, что на сегодняшний день мы превратились в крупный Издательский дом. У нас кроме ежедневной газеты выходит теперь федеральный спортивный еженедельник. Работает большой спортивный интернет-портал. У нас множество серьезных спортивных специальных проектов, посвященных и «Зениту», и чемпионатам России, мира и Европы, и Олимпиадам, и другим значимым соревнованиям. Такие справочники и альманахи в России выпускает только наше издательство. Все это позволяет мне считать, что проект удался.
— В чем, на ваш взгляд, секрет успеха издания? В наше-то время, когда многие газеты, простите, мрут как мухи. И ниша ведь не столь велика для спортивных СМИ.
— Как и в любом бизнесе, в издательском на передний план выходят несколько факторов. В первую очередь человеческий. Необходимо подобрать людей, зарекомендовавших себя в этой области, многое в ней умеющих. И обеспечить их необходимым материальным и финансовым ресурсом. А также менеджерами, которые помогут развить дело. Мне кажется, команду профессионалов подобрать удалось.
— Интересно, чем газета отличается от других ваших бизнесов? Как ее воспринимают коллеги по бизнесу? Создает ли она для вас какое-то новое реноме?
— Законы бизнеса одинаковы для любого проекта. В то же время у каждого бизнеса есть своя специфика. Специфика издательского бизнеса в его публичности. Обычно бизнес публичность не любит, сторонится ее. Для периодической же печати публичность — суть бизнеса. Коллеги по бизнесу воспринимают, естественно, по-разному. Кто-то считал, что для меня газета — своеобразная игрушка. Кто-то сразу понял, что это дело серьезное. На сегодняшний день уже все воспринимают это, как нечто само собой разумеющееся. Есть разные бизнесы, а есть и издательский. В общем, уже относятся с уважением, тем более что бизнес успешный. С новым реноме даже затрудняюсь. Когда я работал в «Зените», я чувствовал, что мое реноме изменяется. Сегодня в Издательском доме я этого не ощущаю.
— Хотелось бы спросить о той роли, которую играет спорт в вашей жизни
— Мы, надеюсь, говорим не о посещениях фитнес-клуба и не об утренних пробежках (улыбается). Хотя и это важно. И все же я увлекаюсь профессиональным спортом как болельщик. Жена считает, что спорт играет в моей жизни слишком большую роль. А я считаю, что, если б спорта в моей жизни не было, она протекала бы гораздо сложнее. Спорт, в особенности футбол — это отдушина, которая необходима в непростой нашей жизни. Любой крупный бизнес таит в себе и крупные проблемы. Футбол позволяет отвлекаться, снимает ту психологическую усталость, которая накапливается в процессе работы.
— Период вашей работы с «Зенитом» многие болельщики воспринимают как прорыв в судьбе футбольной команды Вы согласны с такой оценкой? По крайней мере именно в то время «Зенит» зазвучал в Европе. А вам какими кажутся те годы? Все ли было сделано верно?
— Мне сложно оценивать свой период работы в клубе, но думаю, что доля истины в такой оценке есть. Действительно, «Зенит» в те годы обрел статус одного из фаворитов в России. Причем стабильно, чего прежде в его истории никогда не было. Команду начали воспринимать как потенциального кандидата не просто в призеры, а именно в чемпионы. Из «Зенита» наконец-то перестали уходить ведущие футболисты. Наоборот, сильные игроки начали приходить в команду. Целая группа футболистов, раскрывшихся в годы моей работы с командой, обретших тогда известность, и сегодня составляет костяк «Зенита». Они многого добились и в России, и на международной арене. Конечно, и ошибки были, не все задуманное удалось осуществить. Как всегда, по прошествии времени совершенные ошибки становятся более заметными. Очень многие вещи кажутся сегодня понятными и простыми. На самом же деле, на тот момент, когда я находился в гуще ситуации, все воспринималось иначе. Но я думаю, что тот «Зенит» внес очень много положительных эмоций в жизнь города, вообще повысил накал футбольных страстей. Вырос слой людей, близких к «Зениту», сопереживающих, болеющих. Та команда и сама была очень эмоциональна, и несла заряд положительных эмоций людям. А это дорогого стоит.
— Что, на ваш взгляд, легче: быть болельщиком или боссом клуба? Возможно ли совмещать две эти ипостаси?
— Однозначно, легче быть болельщиком, а совмещать это практически невозможно. У клубного босса в голове совершенно иные реалии, думать о футболе начинаешь по-другому. После того как я руководил «Зенитом», я не могу быть тем болельщиком, которым был прежде. Я настолько был погружен в футбольную кухню, так много о ней теперь знаю, что мне очень сложно полностью отдаваться эмоциям, когда я смотрю футбол. Хотя я, безусловно, столь же сильно его люблю и продолжаю смотреть с огромным удовольствием.
— Ваши самые яркие эмоции, связанные с футболом, со спортом? Какой совет по выстраиванию футбольного бизнеса могли быть дать, учитывая печальную судьбу некоторых российских клубов?
— Если подумать, то четыре эпизода футбольной жизни в последние годы вызвали у меня наибольший выплеск эмоций. Это ответная игра «Зенита» с австрийским «Суперфундом» в Кубке УЕФА в Санкт-Петербурге в 2004 году, победы «Зенита» в финале Кубка УЕФА и в Суперкубке и победа нашей сборной над голландцами на чемпионате Европы.
Если посмотреть на футбол с точки зрения бизнеса, то сейчас у него вообще очень сложные времена. Не только у российского, но и у мирового. Кризис по нему ударил достаточно болезненно. На сегодняшний день прибыльные футбольные клубы можно пересчитать по пальцам. В основном все они убыточные. А цифры убытков — заоблачные. Я вообще считаю, что у нас в России те клубы, которые существуют за счет региональных бюджетов, — они все временщики. У них один выход: использовать то время, пока их еще финансируют, для того чтобы найти реальных инвесторов. Так как у нас телевизионные права не окупают и трети затрат, которые несут клубы, то они могут существовать только за счет средств инвесторов. Это могут быть, к примеру, крупные компании, как в «Зените» и «Локомотиве», или частные деньги, как в «Спартаке» и ЦСКА. Это, кстати, подтверждает и ситуация в английской премьер-лиге, всегда считавшейся благополучной. Сегодня и туда пришли частные инвесторы.
— Верите ли вы в то, что Россия победит в 2018-м или все-таки прав был Пеле?
— Сегодня такой успех кажется невероятным. Но вспомните приход Хиддинка в сборную. Кто тогда верил в то, что эта команда через полтора года завоюет медали на первенстве Европы?! Впереди еще семь лет. И если не ставить задачу выиграть чемпионат мира 2018 года, а ставить задачу развития футбольного хозяйства страны до того уровня, который и позволит стремиться к такой победе, то все еще возможно.
— Рассматриваете ли вы еще какие-то проекты в области спорта?
— Нет. На сегодняшний день не рассматриваю. Достаточно того, что у меня в жизни было и есть (улыбается).
— Вы много лет успешно решаете макроэкономические вопросы. У вас есть опыт работы в области спортивного менеджмента. На ваш взгляд, Олимпиада в Сочи, футбольный чемпионат мира 2018 года — это мощные импульсы для развития российской экономики и спортивной индустрии или тяжкое бремя?
— Любое мероприятие подобного масштаба — это всегда мощный импульс для развития экономики, инфраструктуры, спортивной инфраструктуры в частности. Поэтому с таким ожесточением и борются за право проведения таких соревнований. Вы помните, что многие хорошо развитые страны мечтали заполучить и Олимпиаду, и мировое первенство. Другое дело, что очень важно использовать эти международные спортивные форумы так, чтоб они действительно придали импульс развитию спортивной инфраструктуры в России. Чтобы построенные сооружения по завершении соревнований не оказались никому не нужными. Этого нельзя допустить.
— Вы патриот Петербурга. На ваш взгляд, спорт в городе теряет свои позиции, если судить по олимпийским дисциплинам? Или период спада преодолен?
— Петербург — это не вещь сама в себе. В России заметны серьезные проблемы с развитием олимпийских дисциплин. Это наглядно продемонстрировала и последняя Олимпиада. На сегодняшний день существует государственная поддержка олимпийских дисциплин, создана государственная программа их развития. Выделены серьезные деньги. Это ощущается и в Петербурге. Если так будет продолжаться, есть надежда, что мы вскоре поднимем олимпийские виды, в том числе и в нашем городе. Очень важно понимать, что из неигровых видов спорта привлечь серьезные частные инвестиции может лишь биатлон в силу своей популярности и формата показа по телевидению. Всем остальным видам может помочь только государство.
— Вы практически не пропускаете матчей «Зенита». Речь не только о «Петровском», вы нередко летаете поболеть за команду в разные страны, на ваших глазах клуб завоевал Кубок и Суперкубок УЕФА. Верите ли вы в то, что вам удастся поприсутствовать и на победном для «Зенита» финале Лиги чемпионов?
— В это точно верю. На сегодняшний день команда развивается таким образом, что еще несколько лет подобной работы, и эта мечта болельщиков может стать явью. «Зенит» уже многого добился на международной арене. Обыграли, скажем, «Манчестер Юнайтед» в Суперкубке, и ни в коем случае нельзя говорить, что манкунианцам этот Кубок был не нужен. Они бились за него так же ожесточенно, как и «Зенит». А ведь «Зенит» тогда еще не был столь грозен, как сегодня. Сегодня команда значительно лучше укомплектована.
— Вы несколько лет спонсируете футбольный турнир памяти Юрия Андреевича Морозова. Это ваш любимый тренер?
— Мне кажется, что у любого клуба есть какие-то особо значимые фигуры. Для «Зенита» такой фигурой является Юрий Андреевич. Я достаточно хорошо его знал, и на меня он производил колоссальное впечатление, хотя мы не так часто с ним встречались и беседовали. Когда мне предложили спонсировать этот турнир, я сразу же согласился. Ведь это и дань памяти этому человеку, и помощь в развитии детско-юношеского футбола в Петербурге.
— Что бы вы пожелали коллективу Издательского дома «Спорт день за днем» перед его юбилеем? Какие задачи вы ставите перед своей командой на следующую пятилетку? Вопрос, уверен, интересен будет и читателям.
— Я бы им пожелал работать, работать и еще раз работать! (Смеется.) Ну а если без шуток, то у нас очень амбициозные планы. Повторю, что для их реализации у нас есть и людские, и материальные ресурсы. Конечно, профессионалов высокого уровня всегда не хватает. Но у нас команда сложилась и сплотилась в той борьбе, которую пришлось вести в предыдущие годы. Я хочу пожелать себе и коллективу совместно достичь новых высот и исполнения всех поставленных задач. Я уверен, что нам это по силам.
И в завершение короткий блиц:
— Ваше любимое место в Петербурге?
— Садик у Казанского собора. До реконструкции, разумеется.
— Ваш любимый футболист «Зенита» за всю историю клуба, если брать советскую историю?
— Николай Ларионов. В российской не могу выделить кого-то одного. Люблю очень многих ребят, с которыми вместе прожил трудные и интересные годы в «Зените».
— Ваша любимая книга?
— «Альтист Данилов».
— Ваш любимый фильм?
— «Джентльмены удачи».
— Ваш любимый напиток.
— Виски.