Российского гонщика «Катюши» Дениса Галимзянова дисквалифицировали на два года за применение допинга. На фоне лишения команды профессионального статуса эта новость стала еще одним подтверждением, что на российский велоспорт кто-то давно точит зуб. В интервью «Спорту» председатель Федерации велоспорта Ленинградской области Алексей Редаков, он же один из первых тренеров генерального менеджера и трехкратного олимпийского чемпиона Вячеслава Екимова, попытался ответить на вопрос, кто же это может быть.
— Как относитесь к ситуации вокруг «Катюши»?
— Я считаю, что это вопиющая несправедливость в отношении российского велоспорта. Без искусственных умыслов здесь не обошлось. Просто какая-то европейская группировка пытается удержать то равновесие среди ведущих «конюшен», которое было 3–4 года назад.
— Есть ли какие-то предположения, почему Международный союз велосипедистов (UCI) до сих никак не объяснил причины своего решения лишить «Катюшу» профессионального статуса?
— Насколько мне известно, во вторник какие-то объяснения «Катюше» были предоставлены, но они пока не были обнародованы. Судя по «Твиттеру» Колобнева, можно предположить, что никакой конкретики в этом объяснении нет. UCI хочет противостоять тому прогрессу российской команды, который произошел за последние 2–3 года. Прежде всего это, конечно, относится к Макарову. Возможно, он угрожает каким-то высоким постам. Плюс «Катюша» отказалась сейчас от помощи немецких специалистов, привлекла Екимова. Тут совокупность многих моментов. Не будем забывать, что велоспорт в Европе — это бизнес, и естественно, что русская команда отрывает какую-то часть от общего пирога. Европейским группировкам нежелательно видеть на пьедесталах российских велогонщиков. Это невыгодно многим рекламодателям. Тому же Gillette, Coca-Сola и так далее. Давно известно, когда на пьедестале находится европейский гонщик, КПД от рекламы намного больше, чем когда это наш спортсмен.
— После этого решения UCI вы не связывались с генеральным менеджером «Катюши» и вашим воспитанником Вячеславом Екимовым?
— К сожалению, нет, он пока не выходит на связь. Я общался с Ольгой Забелинской (бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне. — «Спорт» ), она гостила недавно у нас в Выборге. Так как она гонщица итальянской команды, то держит руку на пульсе. Ольга высказала ряд предположений. Не во всех аспектах мы с ней сошлись.
— В чем именно?
— Она предположила, что это происки обиженных на «Катюшу» людей — иностранных гонщиков, тренеров и руководителей, которые сначала были привлечены в российскую команду, а потом Макаров сделал ставку на своих родных специалистов, и их уволили.
— Вчера стало известно, что гонщик «Катюши» Денис Галимзянов был дисквалифицирован на два года за применение допинга. На ваш взгляд, могла ли эта ситуация как-то повлиять на лишение команды профессионального статуса?
— Да, возможно, что UCI захотела перестраховаться, получив какие-то сведения от антидопинговых агентств. Может быть, таким образом они сыграли на опережение. В международном союзе, безусловно, знают больше, чем российские специалисты и российские поклонники велоспорта. Может быть, впереди нас ждут еще какие-то обвинения наших велогонщиков в применении допинга, о которых мы пока не в курсе. Это маловероятно, но такое может быть. Но я думаю, что «Катюша» не входит даже в первую пятерку команд по количеству допинговых скандалов. «Катюша» получилась каким-то козлом отпущения или жертвенным барашком в связи с общим хаосом и общим скандальным настроением, которое сейчас имеет место быть в мировом велоспорте.
— Почему в велоспорте царят такие настроения?
— Велоспорт — один из самых рекламоемких видов спорта. Вряд ли он тут может сравниться с каким-нибудь другим спортом в Европе. Поэтому вполне естественно, что тут все упирается в деньги. А допинговый скандал — это как способ давления одной группировки на другую. То есть, если ты не можешь по линии рекламы, по линии спорта обойти противника, можно попытаться обвинить его в применении допинга. Спорт с каждым годом становится все более коммерциализован, особенно это касается велоспорта.