Матч с «Локомотивом» стал худшим не только для «Зенита» в сезоне, но и для вратаря Андрея Лунева, допустившего уже традиционные ошибки, касающиеся игры на выходах, реакции на дальние удары. В играх, где мало голов да еще «свирепствует» VAR, такие промахи имеют решающее значение.
Понять, в чем проблемы Лунева, а также Михаила Кержакова, пропустившего курьезный гол в кубковой игре с «Енисеем», нам помог прославленный советский вратарь, защищавший ворота московского «Динамо» и сборной СССР в 1970–1980-е годы, Николай Гонтарь.
Может, у вас завышенные требования к вратарям «Зенита»?
– Как оцените в целом матч «Локомотив» – «Зенит»?
– По наполнению, страсти мне, кстати, понравился. Лучшие наши футболисты играли. Может, не было каких-то изысков, но футбол был хорош самоотдачей, единоборствами. На фоне этого и зрители в тонусе были. Я за такие игры.
– Эффектов не было, но искру высекли?
– Понимаете, разные люди футбол любят за разные вещи. Ну и в совокупности, конечно, – за страсть, исполнение, технические вещи. Такое, правда, в нашем чемпионате редко увидишь.
– Хотел вас спросить про вратаря «Зенита». Два раз мяч влетал в сетку ворот – оба раза Андрей Лунев был не у дел.
– Ну, по большому счет мне не понравился только эпизод, когда он выбежал из ворот на фланг, пытался что-то затеять, у него мяч отобрали, и едва не случилась неприятность. А так... Может, у вас, у питерских, какие-то завышенные требования к вратарям «Зенита»? Я ничего такого страшного в их игре не вижу. Считаю Лунева заслуженным кандидатом в сборную России. Большую часть времени играет стабильно.
– Лунева взяли в «Зенит» из «Уфы», где у него было много работы. В «Зените» другая ситуация: тревожат реже, но, когда это происходит, надо выручать. Лунев перестал это делать. В матче с «Локомотивом» на Суперкубок тоже пропускал после дальних ударов.
– Проблема дальних ударов существует для любого вратаря. Не все так однозначно. Нужно понимать все детали такого удара: как мяч летит, кто загораживает обзор, где находится вратарь.
– Когда Луневу забивали издали на старте сезона, это объясняли свойствами новых мячей. Но уже можно было приноровиться. И на выходах он ошибается.
– Когда шла передача на Смолова, вратарь «Зенита» не рассчитал выход, очевидно. Выход для вратаря – большой риск. Честь и хвала Леневу, что идет на этот выход. Гильерме, я считаю, очень силен в этом компоненте игры. Так-то у нас мало вратарей, кто может похвастаться такой игрой. Луневу повезло: первый гол не засчитали. Он рискует, да. Но я, например, тоже призываю вратарей в академии «Динамо» в таких ситуациях рисковать. Лучше выполнять такие действия чаще, чем потом не уметь их выполнять.
– Риск в том, что ворота остаются открытыми.
– Лунев пошел на перехват, получил микротравму. Шел до конца, смело. В такой ситуации и защитник не может подстраховать – вот в чем вопрос. А если Смолов попадает с такой дистанции головой, то для вратаря отразить такой удар не менее сложно, чем вовремя выйти из ворот.
– Два гола в ворота «Зенита» – в обоих случаях можно задать вопросы Луневу?
– Конечно. В первом случае не добрался до мяча. К игре на линии к Луневу нет вопросов. Ведь у наших вратарей первая проблема – игра на линии. Что касается выхода, должен быть тонкий расчет. Повторюсь, если этого не делать, тебя будут «расстреливать».
– Не помните эпизод, когда защитник «Зенита» Дуглас Сантос головой послал мяч в собственные ворота, а Лунев «шел» читать игру? Матч с «Краснодаром».
– Типичная несогласованность. Вратарь пытался «читать» игру, но «читать» надо лучше. Должен быть подсказ, согласованные действия. Когда вратарь идет на скорости в центр штрафной, а защитник скидывает мяч головой ему в противоход, тут ничего не сделаешь.
Мне нравился Лодыгин. А теперь нравится Гильерме
– К вратарям сейчас новые требования: играть «выше», разыгрывать мяч с защитниками. Помните, как сложилась в «Зените» карьера Юрия Лодыгина? Выглядел прекрасно, когда приехал из Греции, а потом непонятно что стал творить.
– Не каждый вратарь умеет играть в поле. Часто вижу: выходит голкипер из ворот, пытается сделать обостряющий пас в центр поля, мяч перехватывают и забивают гол. Такое часто можно увидеть. Даже известные вратари больших команд допускают ошибки. Я понимаю, сейчас футбол хотят превратить в зрелище, в шоу, это все хорошо, но вратарей все-таки с детства учат другому. Все должно быть надежно! Если есть возможность на двести процентов дать точную передачу, ее и надо давать. А если не умеешь обострять – не обостряй. Грамотная команда очень легко приспособится к таким авантюрам. Все зоны перекроет – и все. Лучшее, что сможет в такой ситуации вратарь, – все равно безадресно «пульнуть» этот мяч. Для меня все эти попытки сыграть «защитником» – неоправданный риск. Конечно, улучшать игру ногами надо, это соображения современной тактики, но...
– Это все Нойер с Гвардьолой виноваты. Начали в «Баварии» – потом все на Нойера захотели быть похожими. Все-таки «лишний» игрок получается на поле.
- Согласен (смеется). Но, риск в этой ситуации допустить ошибку выше, чем возможность остро начать атаку. Поймите, научить играть ногами так, как это делает Нойер, можно далеко не каждого. Не бывает одинаковых футболистов, хорошо владеющих мячом.
– У Лодыгина начались психологические проблемы, он вынужден был уйти из «Зенита». Лунев не повторяет его путь? Дергается, нет уверенности – ни у него, ни у защитников.
– Пока Лунев соответствует требованиям, меня тут сложно переубедить. Мы же смотрим со стороны. Может, чего-то не знаем.
– Не видели последний матч Кубка России с участием «Зенита», где вратарь Михаил Кержаков пропустил мяч с 40 метров?
– Курьезов в футболе всегда хватало. Сейчас их не стало меньше, просто информации о них больше. Раньше столько информации – причем наглядной в виде повторов – не было. В кубковых матчах, как правило, играет резервный вратарь. Но, каким бы опытным он ни был, проблемы все равно возникают. И проблемы не в ловле мяча, в игре на линии, а именно в игре на выходах. Вратарь, имеющий мало игровой практики, теряет прежде всего пространственные характеристики. Оценка траектории полета мяча, точка, в которую нужно выйти, прием, который нужно применить... Вот проблемы, которые возникают. Чувство позиции в воротах теряет.
– Нельзя это натренировать?
– Как бы ни тренировали, игра расставляет свои акценты. Не сомневаюсь, что на занятиях вратари наших клубов отрабатывают все: игру на выходах, работу с сопротивлением, удары на реакцию, упражнения на улучшение глазомера. Но перенос этих упражнений на игровую ситуацию всегда очень низкий, потому что на тренировках мы не воспроизведем нужных эмоций. Самое важное для вратаря – психология. От нее зависит, как пойдет вратарь на мяч, рассчитает он все верно или нет. Отсутствие игровой практики – прямая связь с ошибками.
– И что тренерам «Зенита» делать, когда оба вратаря не в порядке?
– Тренер оценивает игрока по тренировкам, которые предшествуют игре. Как правило, в наших клубах один основной вратарь. Вряд ли тренеры «Зенита» будут шарахаться. Тем более перед игрой с «Бенфикой» в Лиге чемпионов. А вообще вратаря может понять только тренер вратарей, бывший голкипер.
– Мишке? Конечно! (Смеется.) Это человек, который понимает все тонкости футбола. Мне, честно говоря, нравился Юрий Лодыгин. У него хорошие качества. Просто давление трибун, повышенное внимание. Начались психологические проблемы у парня. Но вроде в Турции играет сейчас неплохо.
– Лунев не первый раз играет плохо против «Локомотива», в воротах которого другой голкипер сборной. Это может как-то сказываться?
– Если это есть, то это плохо. Но не думаю, что такое может быть. Не отслеживаю такую статистику. Мне как бывшему вратарю трудно все это представить. Я что, выходя на игру, думаю про какого-то конкурента в других воротах? Нет. Я вышел, свисток раздался, у меня все отключилось, кроме того, что надо следить за мячом, подсказывать, работать, надо выполнять свои обязанности. А если в это время еще обращать внимание на то, что кричат с трибуны, происходит у других ворот... Мне кажется, это все «притянуто».
– Лунев был нормальным парнем до тех пор, пока Станислав Черчесов не поменял его в воротах на Маринато Гильерме в сборной. После этого вратарь «Зенита» задергался, начал попадать в странные истории.
– Ох, от вас не спрячешься! Я таких закономерностей не замечаю. Не беру это во внимание. Одно скажу: мне очень нравится Гильерме. У него природные качества хорошие, тактически играет грамотно, технические приемы исполняет, реакция, пластика, все есть – и вкупе с психологической уверенностью. Черчесов сейчас сделал правильный выбор. Но Гильерме тоже пропускает голы. Поэтому Луневу надо работать. Желаю ему удачи и здоровья.