Вчера на 71-м году жизни в окружении членов своей семьи скончался легендарный гонщик Андреас Николаус Ники Лауда – трехкратный чемпион еще старой, далеко не всегда доброй «Формулы-1». Тогда автокатастрофы были обыденностью. Многие товарищи Лауды закончили гонку со смертью на трассе. Сам австриец горел в раскуроченном болиде на Нюрбургринге-1976. Из машины его вытаскивали соперники, прервавшие гонку.
Сейчас это кажется легендой. Тогда было нормой жизни. К моменту аварии Лауды Нюрбургринг (один только он) похоронил десятки отчаянных гонщиков. Согласно распространенной версии, Лауда должен был стать 132-й жертвой «Зеленого ада». Но выжил и стал талисманом «Большой петли», охватившей весь мир от Сингапура и Мельбурна до Сочи, Баку и Монреаля. Его морщинистое лицо со следами старых ожогов было знакомо всем любителям автогонок.
О противостоянии Лауды с Джеймсом Хантом и аварии под Нюрбургом сняли фильм «Гонка» (2013).
Последняя гонка Лауды со смертью затянулась на много месяцев. Спортсмен тяжело болел с середины прошлого года. Сказывались последствия той самой аварии – большие проблемы с легкими и дыхательной системой в целом. В начале 2019-го Лауда лег в больницу с тяжелым гриппом. Недавно сообщали, что гонщику проводят диализ почек. В конце концов тело не выдержало.
В жизни Лауды была невероятная история, связанная... с Россией. Как известно, многие западные страны бойкотировали Олимпиаду-1980 в Москве. Однако некоторые державы наотрез запретили своим атлетам появляться в столице соцлагеря, а другие, в том числе Австрия, оставляли вопрос на личное усмотрение спортсменов и федераций.
Так вот, местная федерация конного спорта оказалась исключительно принципиальной и не финансировала поездки своих подопечных в СССР. Между тем всадница Элизабет Сиси Тойрер мечтала выиграть олимпийское золото и плевала на политику. Она и так-то была одним из фаворитов личной выездки, а бойкот отсек нескольких мощных конкурентов. Приехать в Москву самой – не проблема. А как везти лошадь? Без специальной, комфортной и быстрой доставки четвероногий атлет прибудет в полуживом состоянии, то есть в плохой физической форме. Какое там золото!
И тут помог друг семьи Лауда, который домчал лошадку Мон Шери по воздуху на двухмоторном «Фоккере»! Он как раз основал свою авиакомпанию и, как порядочный водитель, умел управлять самолетом при необходимости. Шери разместили в специальном импровизированном контейнере. Лауда лично сел за штурвал.
Лошадь всю дорогу заглядывала в кабину пилота и радостно ржала. Обычного пассажира за такое поведение сняли бы с рейса и прославили на‹ ‹‹Ютубе›› (в наше время, тогда ‹‹Ютуба››, увы, не было), но для лошади – примерное поведение.
Элизабет и Мон Шери благополучно прибыли в Шереметьево, а позже на знаменитой московской «Битце» выиграли свое золото. Тот же Лауда помог переправить чемпионов обратно на родину.
Лауда никогда не терялся ни на земле, ни в небе. И в истории не затеряется.