Корреспондент «Спорта День за Днем» съездил на два дня в Волгоград и сделал скверный вывод: до полной гармонии «болельщик — стадион» городу, где пройдут четыре матча группового турнира ЧМ-2018, еще далеко.
Крыши не текут, но…
Никак не могу объяснить удивительную футбольную ауру Волгограда. За последние полгода был здесь дважды и почти каждый, от таксиста до официанта, узнав, что я пишу о футболе, начинал разговор о «Роторе». Один-два раза — совпадение, пять-семь — закономерность. Нынешний «Ротор» — карикатура на команду, которая в середине 90-х брала медали чемпионата России, выходила в финал Кубка интертото и собирала полные трибуны. В 2014 году клуб вовсе рухнул в жерло финансового вулкана. От «Ротора» отказались руководители региона, и чемпионат мира стал единственным шансом спасти клуб.
Пока все получается. Сергей Павлов, возглавивший «Ротор» осенью, вытащил команду в середину таблицы ФНЛ, и сейчас волжане уже строят планы на следующий сезон. Губернатор хочет видеть клуб в РФПЛ. Задача не одного сезона. Может, даже не двух.
Но этим летом все клубные дела перекроет чемпионат мира, а стадион рядом с Мамаевым курганом перестанет быть домом «Ротора». Польша, Япония, Египет, Саудовская Аравия и, конечно, Англия приедут в один из самобытных городов России, чтобы не только посмотреть на высочайшую в мире статую «Родина-мать зовет», но и побороться за выход из группы на идеальном футбольном стадионе.
К арене пока нет никаких вопросов. Крыши не текут (хотя частные случаи имели место), а подсветка фасада и «прозрачная» конструкции стадиона производят сильное впечатление. Отвлечься от событий матча и несколько секунд полюбоваться этим всем — уникально.
Еще одна крутая штука стадиона — фасад. Через него из чаши грандиозный вид неба. Не фотошоп, подтверждаю. pic.twitter.com/yfPOCYOYUt
— Dmitrii Zimin (@ZiminRussia) 10 мая 2018 г.
Давка и такси
Но все это — яркая обертка, в которую «завернуты» важные проблемы. Я ехал на стадион за полтора часа до матча. Намеренно в общественном транспорте. Примерно за 4 километра до арены водителей автобусов, троллейбусов, автомобилей, следующих с южной стороны, просят сменить маршрут и свернуть с проспекта Ленина, который ведет к центру. Тут остается два варианта: либо спускаться в местную подземку, где ходят трамваи, либо искать объездной маршрут, но в этом случае есть риск добираться до арены пешком гораздо больше часа.
А это легендарная волгоградская подземка. Настоящий олдскул pic.twitter.com/OGfMngm6sK
— Dmitrii Zimin (@ZiminRussia) 9 мая 2018 г.
Большинство предпочитали своеобразное волгоградское метро — два трамвайных вагона, — где только половина пути проложена под землей.
В среду за полтора часа до игры в каждом из вагонов — давка. Хоть трамваи и приходят через две-три минуты, очередь на вход становится все больше. Водители стараются ехать быстрее, но даже здесь образуется пробка — слишком интенсивная частота движения. И в такой атмосфере болельщикам, среди которых не только мужчины, нужно проехать минимум 10-15 минут.
«Посадить бы всех, кто это придумал это, сюда! Пусть давятся!» — в панике кричали люди. В вагоне было немало детей. Но даже на это почти никто не обращал внимания.
«Мы уже 20 минут на станции стоим! Так что не возмущайтесь», — кричали впихнувшиеся в вагон молодые парни.
Давки в транспорте до стадиона. Местная «подземка» выкидывает народ за 2 км до арены. Дальше — либо шаттлы, либо пешком. Дети орут, старики — терпят. #ТосноАвангард @sportsdailyru pic.twitter.com/K4wxgmJi87
— Dmitrii Zimin (@ZiminRussia) 9 мая 2018 г.
Поезда доставляли людей к станции Европа Сити Молл. Оттуда чуть больше километра до арены пешком, можно также использовать шаттлы. Взбешенные таким отношением люди выходили из вагонов на воздух и выбирали пеший маршрут. Шаттлы мало кого интересовали.
В это же самое время мэр города Андрей Косолапов рассказывал журналистам, как он изучал немецкий опыт доступа к аренам.
— В Кельне я специально изучал, как организовать проход болельщиков на стадион и обратно, — сказал мэр. — В радиусе одной мили от стадиона будет ограничен доступ транспорта, чтобы не было несчастных случаев. Люди смогут спокойно идти на стадион и общаться, скандировать кричалки. Выводить же людей со стадиона мы будем в течение часа, — отметил чиновник, слова которого приводит «Матч ТВ».
Так и хочется спросить у господина Косолапова. Кого волнует этот немецкий опыт, когда в вагонах зажимают детей и женщин, практически перекрывая им воздух на майском солнце? Или так же делают в Германии? Зачем полностью закрывать движение на таком расстоянии от стадиона и неужели нельзя сделать больше шаттлов, чтобы они везли болельщиков с разных частей города непосредственно на стадион, как это практикуют в Петербурге?
Или вы хотите проверить, какой хай поднимут болельщики из Англии, которые столкнутся с таким отношением?
На вашем месте я не рисковал бы.
Еще одна непростая проблема — транспорт после матчей. Есть те же трамваи и шаттлы, но, если вы задержались где-то после 23.00, задача добраться до дома становится проблемной.
Около 40 минут я пытался вызвать такси в Волгограде, используя три сервиса. Наконец вышло. Таксист тут же достал телефон и показал, что у него сейчас около 300 запросов в центре. Праздники…
Чемпионат мира станет таким же праздником с не меньшим ажиотажем. Поэтому о транспорте нельзя забывать. Волгоград — не Саранск, где весь город можно обойти пешком, если сильно постараться. Здесь совсем другие расстояния.
Волгоград, несмотря на все великолепие местного стадиона, пока не готов к приему больших гостей. Проблемы выявлены и их нужно решать. Как можно скорее. Ведь если пойдет критика с Запада, самому господину Косолапову придется задуматься о другом месте работы.
Волгоград — Санкт-Петербург