В воскресенье Игорь Семшов провел второй матч против своей бывшей команды, московского «Динамо». Теперь на повестке дня решающая игра со сборной Германии, в которой на кону стоит первое место в группе, дающее путевку на чемпионат мира.
Пауза должна пойти нам на пользу
— Игорь, вернемся к игре с «Динамо». Нет ли ощущения, что воскресная победа станет для «Зенита» своеобразным Рубиконом на финише чемпионата России?
— Есть. Последние два матча мы провели против непосредственных конкурентов в борьбе за медали и путевки в Лигу чемпионов. Радует, что нам удалось набрать в этих матчах шесть очков. «Зенит» продолжил беспроигрышную серию. Коллектив обрел уверенность, почувствовал вкус побед. Мы хотим и дальше двигаться только вперед.
— Матч с «Динамо» в записи не пересматривали?
— Нет. Как говорится, игра забывается, результат остается. Да, у нас было много огрехов. Но вспомните, динамовцы нанесли первый удар по нашим воротам только в конце первого тайма, тогда как у нас было достаточно моментов для того, чтобы открыть счет.
— Кажется, кому-кому, а «Зениту» пауза в чемпионате придется очень некстати...
— С другой стороны, перерыв будет полезным. Немного улягутся эмоции. Даже по матчу с «Динамо» было видно, что эйфория от серии побед немного перехлестывала. Мы все время куда-то торопились, хотели все сделать как можно быстрее. Анатолий Викторович предостерегал нас от недооценки соперника. Но в подсознании было ощущение, что мы в хорошей форме и поэтому победа от нас никуда не денется. Однако сейчас все команды настраиваются на «Зенит» по-особому. А «Динамо» и без того серьезный соперник. Воскресный матч, в котором нам пришлось отыгрываться, лучшее тому доказательство.
— Вы провели вторую игру против своей бывшей команды. В гостях «Зенит» уступил, дома взял реванш. Есть другие отличия?
— Конечно, второй раз игралось легче. Тем более что в первом круге мы выступали на выезде, где некоторые болельщики встретили меня не очень тепло (улыбается). С одной стороны, их реакцию можно понять. С другой, это по меньшей мере странно. Все-таки для «Динамо», наверно, я кое-что сделал. Ну да ладно. Сейчас же мне, как и всей команде, хотелось реабилитироваться за весеннее поражение. Рад, что это удалось. Тем более, повторю, этот успех открывал перед нами хорошие перспективы.
— Предыдущую встречу, с ЦСКА, вы пропустили из-за дисквалификации. Вынужденная пауза пошла вам на пользу или немного выбила из игрового ритма?
— Сложно сказать. Да, с одной стороны, ритм был несколько потерян. Но с другой, в «Зените» всегда можно найти замену футболистам, по тем или иным причинам выбывшим из игры. Мне, в частности, пришлось выступать на правом фланге полузащиты из-за дисквалификации Володи Быстрова. Рисунок игры пришлось немного перестраивать, но в целом, считаю, со взаимозаменяемостью у «Зенита» проблем нет.
— Без предупреждения вам обойтись опять не удалось.
— Да. Но трудно сказать, была ли желтая карточка обоснованной. Конечно, стык получился достаточно жестким. Но без злого умысла с моей стороны. Просто пошел на мяч с переизбытком эмоций. Вот и все.
— «Динамо» подало протест по двум эпизодам. Во-первых, бело-голубые считают, что Текке забивал из офсайда, а во-вторых, полагают, что судья имел основание назначить одиннадцатиметровый за фол Ким Дон Чжина в добавленное время. Какова ваша точка зрения?
— Честно говоря, насчет «вне игры» ничего сказать не могу. С моей позиции эпизод был не очень хорошо виден. Правда, когда Текке забивал, я посмотрел на бокового арбитра. Лайнсмен посчитал, что офсайда не было. Значит, это действительно так. Что касается эпизода с Кимом, считаю, нельзя назначать пенальти, когда на мяче находился наш защитник. О каком нарушении может идти речь, если в атаке в этот момент был уже «Зенит»?
Надо уважать всех. И при этом никого не бояться
— В чемпионате России «Зениту» осталось провести шесть матчей. Признайтесь, как далеко простираются ваши амбиции?
— Перед нами стоит задача завоевать путевку в Лигу чемпионов. Думаю, сейчас нам не стоит заглядывать в турнирную таблицу и оценивать шансы. Надо просто выходить на каждый матч с уверенностью в победе. Демонстрировать заряженность на игру и хорошую спортивную наглость. Убежден, в этом случае мы сможем добиться очень высоких результатов.
— У «Зенита» непростой календарь. Команде предстоит провести три гостевых и три домашних матча, причем дважды сыграть с командами, борющимися за выживание, с «Кубанью» и спартаковцами из Нальчика, и три раза помериться силами с претендентами на медали — «Москвой», «Рубином» и московским «Спартаком», причем с казанцами и «горожанами» вы встречаетесь на их полях. Как вам такой расклад на финише?
— Мне кажется, «Зениту» на выезде играть даже проще. Соперник в родных стенах атакует и раскрывается, что увеличивает наши шансы. Дома нашими соперниками будут команды, которые набранное очко сочтут за счастье. Следовательно, они закроются и будут играть строго от обороны. Словом, особой разницы, где играть — дома или в гостях, — я не вижу. Не обращаем мы внимания и на статус соперника. Надо уважать всех. И при этом никого не бояться. Мы должны гнуть свою линию и играть в свою игру. Конечно, хотелось бы, чтобы конкуренты теряли очки. Так, чтобы на финише было немного поспокойнее. Мы, кстати, матчи в Самаре и с «Динамо» играли в туре последними по времени. И, признаюсь, на нас давила ответственность за результат.
— Козыри «Зенита» известны. А есть ли резервы для усиления игры?
— Думаю, да. Эти резервы кроются в нас самих — в нашем взаимопонимании, в движении, контроле мяча, создании и реализации моментов. Если учесть, что мы не участвуем в еврокубках, у нас есть преимущество перед ЦСКА и «Рубином».
— Признайтесь, сейчас жалеете о вылете из Лиги Европы?
— Конечно, жалею. Думаю, нам хватило бы сил успешно выступить на два фронта. Кстати, и эмоций в этом случае было бы больше.
Мы очень рассчитываем на наших болельщиков
— Поговорим о сборной России. Какие чувства вы испытываете, начиная сбор в составе национальной команды?
— Вы знаете, разговоры о матче с Германией начались сразу после игры с Уэльсом. Так что осознание того, что нас ждет, присутствует уже давно. Сейчас нам надо просто спокойно готовиться к игре, чтобы добиться нужного результата.
— Билеты на матч вы уже раздали своим друзьям и знакомым?
— Пока нет. Просто потому, что этих билетов я еще и не видел (улыбается). Но, надеюсь, все, что мне положено, я получу. И, конечно, отдам друзьям.
— Можете сравнить нынешние ощущения с теми, что испытывали два года назад перед матчем с Англией?
— Они примерно одинаковы. В обоих случаях нам предстояла домашняя игра с главным конкурентом в группе. И тогда, и сейчас нужна была только победа. Так что чувства похожи. Надеюсь, сумеем добиться и аналогичного результата.
— Как же обыграть немцев?
— Надо все делать на полтакта быстрее соперника. Быть единым коллективом, помогать друг другу на всех участках поля. О настрое говорить не приходится. Но, подчеркну, мы очень рассчитываем на наших болельщиков.
— Какие козыри, на ваш взгляд, сможет предъявить в субботу сборная России?
— Сложно сказать. Думаю, соперники хорошо знают наши сильные качества. Как, впрочем, и мы их. Но если все же говорить о наших козырях, то это, безусловно, скорость, быстрый контроль мяча и молниеносный переход из обороны в атаку.
— У сборной России все же есть одно важное, хотя, быть может, и субъективное преимущество. Речь идет о превосходно знакомом вам со времен «Торпедо» синтетическом газоне «Лужников».
— Ровное поле пойдет на пользу не только нам, но и сопернику. Поверьте, это лучше, чем играть в грязи. Хотя, конечно, мы играем на синтетике чаще немцев. В матче такого значения, это, безусловно, маленький плюс.
— Какие уроки надо извлечь из первого матча с немцами, проигранного со счетом 1:2?
— Считаю, это разные поединки. Прошел год, изменился состав команд. Мы будем играть не на выезде, а дома. В Дортмунде немцы начали встречу очень уверенно и мощно. Сейчас нам надо сделать то же самое в Москве.
— В центре поля вас ждет серьезная борьба с Баллаком и Хитцшльбергером, умеющими прессинговать и вести жесткую силовую борьбу. Лично для себя вы не анализировали игру немецкой полузащиты и всей команды в целом?
— Полагаю, делать этого не имеет смысла. Просто потому, что все понятно и так. В каждой линии у команды Иохима Лева есть высококвалифицированные футболисты международного уровня, которым не занимать опыта и мастерства. Они прекрасно знают, как регулировать ритм игры. Да и вообще эту команду не зря называют «немецкой машиной». Она всегда была, есть и будет сильным соперником.
— Не секрет, что в субботу немцев устроит ничья. Не кажется ли вам, что гости построят игру на контратаках, от обороны?
— Да, действительно, они вполне могут действовать «вторым номером». Но с другой стороны, и нам есть чем их удивить. Уверен, тренерский штаб сборной России очень тщательно подготовит нас к этой игре.
— Игру с командой Азербайджана, в которой окончательно будут расставлены все точки над «i», вообще не держите в уме?
— Нет. Надо сначала решать насущные вопросы и лишь затем смотреть в будущее.
— Понятно, что ни о каком другом результате, нежели победа, речь не идет. И тем не менее признайтесь, хотя бы на уровне подсознания не проскальзывает мысль о стыковых матчах?
— Каждая команда стремится к тому, чтобы попасть на чемпионат мира напрямую. В плей-офф может произойти все что угодно. Это лотерея, 50 на 50. В таких поединках нет ни фаворитов, ни аутсайдеров. История знает немало примеров, когда заведомо слабая команда обыгрывала гранда. Так что в «стыки» попадать очень не хочется.
— Даже не смотря на то, что высокий рейтинг сборной России позволит избежать встреч, скажем, с командами Хорватии и Франции?
— Думаю, да.
— Ну и в заключение позвольте вам задать прямой вопрос, на который очень хочется получить такой же прямой ответ: Россия будет играть на чемпионате мира в ЮАР?
— Я очень хочу этого!