К новогодним праздникам завершается первая, «подготовительная» часть сезона для фигуристов. Увертюра кончилась, и зал замирает в ожидании главного представления. Судя по первому полугодию, сборной России будет что показать.
Костюмы и декорации
Фигурнокатательный сезон начинается показами подготовленных программ узкому кругу лиц, затем идет ряд коммерческих турниров, на которых можно не только «отбить» гонорары хореографу и костюмеру, но и пробиться в главное состязание полугодия – финал Гран-при. В этом году у россиян в нем было неслыханное представительство – пять взрослых кандидатов на пьедестал в разных видах и девять юниоров. Чтобы участвовать в этом турнире, им необходимо было набрать очки на этапах Гран-при. В канадский Квебек от «взрослой» России поехали Алена Леонова, Елизавета Туктамышева, танцевальный дуэт Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев и две спортивные пары: Юко Кавагути/Александр Смирнов и Татьяна Волосожар/Максим Траньков. В последний раз отчизна выставляла столько участников в далеком сезоне 2005/06 года, когда еще каталась «золотая элита» – Ирина Слуцкая, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, Татьяна Навка и Роман Костомаров. Тогда в финал Гран-при прошли семеро россиян. С тех пор больше троих там не выступали.
Наибольшая стабильность наблюдается у спортивных пар и танцоров. Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев не дебютанты: в прошлом сезоне они уже участвовали в финале и заняли четвертое место. В этом они пробились в финал только на последнем этапе серии в Москве, заняв там третье место. До них на финалах танцоров выступали бронзовые призеры Олимпиады в Ванкувере Оксана Домнина и Максим Шабалин, они стали последними попавшими в призы россиянами – в сезоне-2008/09, когда выиграли чемпионат мира. И они же стали последними побеждавшими в финале Гран-при россиянами – это случилось на год раньше.
Больше с тех пор призовых мест представители России не видели. Однако некоторые участники попадали на турнир достаточно стабильно: например, спортивная пара Юко Кавагути и Александр Смирнов. Этот финал стал для них уже четвертым, но выше пятого места пара до сих пор не поднималась. Татьяна Волосожар и Максим Траньков участвовали в финале впервые как дуэт, но каждый из них далеко не новичок. В сезоне-2008/09 Татьяна с партнером Станиславом Морозовым, выступая за Украину, стали четвертыми, а Траньков с Марией Мухортовой – шестыми.
Самый интересный сюрприз сезона – безусловно, женщины. Женское одиночное катание после ухода из спорта Ирины Слуцкой имело несколько лиц, но ни одно из них не запомнилось надолго. Именно Слуцкая была последней российской одиночницей, стоявшей на пьедестале в финале Гран-при, и случилось это в год еще туринской Олимпиады. Год назад на турнир прорвалась Алена Леонова, заняла последнее место – и снова наступила тишина.
Примы и дебютантки
Битва за финал в женском одиночном катании ныне оказалась нешуточной: двум избранным – Леоновой и Туктамышевой – на пятки наступала запасная – Аделина Сотникова, которая была «лицом и обложкой» московского этапа. Там она стала третьей, но в вожделенном финале уже не было свободных мест. «Очевидно, что финала мне не видать, ведь поедут все, кто заявлен, – отметила в Москве Сотникова. – Что ж, буду тренироваться, об этом все мои мысли. К тому же на тренировке я уже выезжала тройной аксель, так что настроена на борьбу».
Словно в насмешку, прямо накануне финала из шести заявленных участниц осталось всего пять: буквально в первый день турнира фаворитка – японская фигуристка Мао Асада – узнала о болезни своей мамы, и в спешке улетела домой. Если бы в запасе было время, можно было бы вызвать Сотникову, которая стояла в списке следующей. Но его уже не было.
Такого изобилия наше фигурное катание не видело уже несколько лет. Поклонники привыкли болеть за женщин, скорее по привычке, механически, восхищаясь японками, кореянками, итальянками… Наконец-то и нам есть чем похвастать – это заметили даже конкурентки.
«Я обратила внимание, что за последние два года приходится больше сталкиваться с российскими фигуристками, – сказала “Спорту день за днем” та же Мао Асада. – Не буду говорить, что раньше они были совсем незаметны, но мы действительно теперь больше соревнуемся. Хотя я из-за них особо не напрягаюсь и расцениваю их как обычных соперниц».
В Квебек поехали как опытная Алена Леонова, так и дебютантка взрослых соревнований, 14-летняя Елизавета Туктамышева. Она сумела пробиться в финал, выиграв золотые медали на этапах Гран-при в Канаде и во Франции.
Для нее этот финал означал все: из-за возраста девушка пока не может продолжить выступление на взрослом уровне в международных чемпионатах, остаток сезона она проведет, борясь с юниорами, – как, кстати, и Сотникова. По правилам ИСУ они смогут выйти на «взрослый» лед только зимой 2013 года. Поэтому на это полугодие – то, в котором спортсмены обычно лишь разминаются перед главными стартами, у «полу-юниорок» пришлась основная работа. Они создали о себе первое впечатление у судей и занесли в актив первые оценки за технику и артистизм. Туктамышева постаралась, подойдя к финалу Гран-при на первом месте в рейтинге одиночниц самого высокого полета.
Однако финал у нее не задался. На лед вместо уверенного в себе вундеркинда вышел талантливый ребенок, который страшно нервничал. Лиза много ошибалась, но все же заявила о своих возможностях, сделав тяжелейшие элементы – двойной аксель и каскад из трех прыжков – в конце произвольной программы. В этот раз она осталась четвертой – вполне приличное место для дебютантки сезона.
Алена Леонова уже старожил сборной, и, в отличие от 14-летней коллеги, у нее совсем другие задачи. Финал Гран-при для первого номера сборной – безусловно, важное соревнование, но все же не такое важное, как чемпионат Европы или мира. Поэтому ей, как и остальным взрослым спортсменам, необходимо было выступить на турнире в полную силу, оставив, однако, запас на несколько месяцев вперед.
В этом сезоне, перейдя от Аллы Пятовой к Николаю Морозову и умудрившись сохранить отличные отношения с первой, она сменила имидж и стиль катания, став более женственной и грациозной. «Я не сразу к этому привыкла, но все же мне очень нравится мой образ – совсем не та рыжая привычная хохотушка, а загадочная брюнетка, – заметила Леонова. – Хотя все это дается нелегко: макияж и прическа для произвольной программы, например, занимают у меня несколько часов».
Сильный характер остался при ней: несмотря на обрушившиеся сложности, Леонова смогла занять на финале третье место. А было и в самом деле нелегко: напрягала травмированная нога, болел зуб мудрости, да к тому же в Квебек не сумел поехать ни один из ее тренеров. О причинах подобного стечения обстоятельств уже ходят жаркие споры: официально Николай Морозов остался в Москве готовить к чемпионату России танцоров Елену Ильиных и Никиту Кацалапова, но, глядя на удачное выступление Алены, поневоле задумываешься: а не отказался ли он от поездки специально, дабы дать ученице возможность самостоятельно собраться с духом? Ведь не зря же она весь прошлый год усиленно работала с психологом.
Как бы там ни было, короткую программу Леонова откатала практически чисто, а в произвольной упала на тройном лутце, объяснив это тем, что недавно поменяла заход на него и еще не привыкла.
Генеральная репетиция
Татьяна Волосожар и Максим Траньков, серебряные призеры прошлого чемпионата мира, по-прежнему не сдают позиций. Они все лучше скатываются друг с другом, улучшают технику и делают сумасшедшие подкрутки несмотря на то, что партнер еще летом сперва травмировал плечо, а затем надорвал паховые связки. Наверное, из-за этого на льду пока еще нет бьющих за бортик страстей, а после произвольной программы Траньков не мог разогнуться несколько минут. Партнерша тоже не в лучшей форме из-за травмы бедра, и сейчас оба проходят лечение в Америке, пропуская национальное первенство.
В финале Гран-при они стали вторыми, отстав от выигравших немцев Алены Савченко и Робина Шолковы на обидные 0,18 балла в произвольной программе. В короткой же судьи поставили им самые высокие баллы и за технику, и за презентацию. Но длинная совместная история Савченко и Шолковы на сей раз снова победила: они выступают как одно целое, даже когда ошибаются, а о российской паре пока такого сказать нельзя.
Юко Кавагути и Александр Смирнов отстали от своих соотечественников на целых 24,31 балла и стали третьими. Партнеры также сетуют на проблемы со здоровьем: на Гран-при Японии Юко травмировала плечо, а в Москве Александр повредил ногу, и тренировок перед финалом практически не было. В конце концов, этот финал, как уже было сказано, не самое главное событие в году.
«Я думаю, говорить о каком-то “закате” пары Кавагути/Смирнов еще очень рано, – отметила их тренер Тамара Москвина. – Они катаются на самом высоком уровне, входят в элиту мирового фигурного катания, и доставляют радость зрителям. Мы довольны медалями, хотя всегда стремимся к первому месту. И после каждого старта мы проверяем оценки судей, свои ошибки, сопоставляем какие-то результаты… чтобы стать еще лучше».
На самом деле все три пары откатались неидеально: были и ошибки, и судейские поблажки, и послабления в подготовке. А все потому, что премьера еще ждет их впереди.
Любительский театр
Российские танцоры не произвели особого впечатления на арбитров: все-таки по сравнению со своими блистательными соперниками – американцами Мерил Дэвис/Чарли Уайтом и канадцами Тессой Вирту/Скоттом Мойром, они словно выступают на других подмостках. Становится немного не по себе от того, что теперь российскую первую пару регулярно обходят по очкам не только признанные фавориты, но и те, с кем они теоретически должны бороться на равных: канадцы Кэйтлин Уивер/Эндрю Поже и американцы Майя и Алекс Шибутани.
Зато в свете квебекской рампы ослепительно блеснули российские дебютанты – в танцах на льду в том числе. Все три российских пары поднялись на пьедестал почета, а победили Виктория Синицына и Руслан Жиганшин. Их несомненное достижение повторили молодые девушки, оккупировав свой пьедестал: триумфатором финала стала 13-летняя Юлия Липницкая, которая своей произвольной программой сумела поднять на ноги избалованный зрелищами зал. Воспитанница Этери Тутберидзе идеально откатала произвольную программу, и теперь, глядя на ее фантастическую растяжку и плавное скольжение, публика начинает пророчить ей скорые взрослые медали.
На фоне этого праздника жизни как-то тускло выглядит российское мужское одиночное катание. Вчерашний любимец прессы Артур Гачинский, бронзовый призер прошлого чемпионата мира, в этом сезоне сбился с ритма. В прошлом году, достигнув успеха, он отметил, что собирается уделять больше времени хореографии и выразительности эмоций. В итоге, оттачивая вращения и шаги, он разучился прыгать свой знаменитый четверной прыжок. На московском этапе Гран-при Гачинский стал лишь пятым, да и в Китае не смог подняться выше. С остальными кандидатами в сборную дела обстоят еще хуже.
Похоже, российское фигурное катание сделало очередной вираж, изменив некоторым образом свою природу: в традиционно сильных танцах оно сдало свои позиции, а в привычно слабом женском одиночном катании подает головокружительные надежды. Спортивные пары, как всегда, остаются на своем высоком уровне: хочется, наконец, отобрать у соперников привычные медали назад – и с появлением второй яркой пары надежд на это стало больше. А вот мужское одиночное катание срочно нуждается то ли в старой звезде – Евгении Плющенко, который вновь готов выйти на любительский лед, то ли в новом дыхании: пока оно играет на сцене уже заезженный спектакль.