• Похоже, Россия кое-что может

    11.09.09 17:14

    Похоже, Россия кое-что может - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Сборная России сыграла в Кардиффе строго на результат, и это был единственно верный подход к решению глобальной задачи. А уже на фоне стремления вывезти из Уэльса три очка нарисовались и преимущество в классе, и благосклонность Фортуны, и наличие сплачивающего коллективного разума — словом, все те факторы, о которых можно теперь говорить с уверенностью.

    Второе место в группе у сборной никто не отнимет. Зато поворошить рейтинги в наших силах: психологически Россия отныне раскрепощена, терять ей нечего, а найти можно все и сразу.

    Похоже на Аргентину

    Состояние легкой эйфории сегодня понятно и более чем простительно, но и оно не позволяет закрывать глаза на стратегически важные проблемы, проявившиеся по ходу двух матчей с серьезными соперниками (первый — Аргентина, разумеется, а не Лихтенштейн). Одна из них состоит в том, что сборная России зависима от предложенного соперником темпа игры. Аргентина повторилась в Уэльсе в чуть меньших масштабах, но ведь повторилась же! Нелепый гол Коллинза (Акинфеев, к сожалению, продолжает пополнять грустную коллекцию-2009 — мяч, зашедший в ближний угол, всегда на совести вратаря) придал хозяевам сил и куража, а сразу погасить эшелонированные «наезды» Беллами и компании у россиян не получилось. В итоге все мы имели несчастье пережить пятнадцать валидольных минут. Нечто вроде общекомандной растерянности, порванные связи между линиями, индивидуальные ошибки — вот во что выливается потеря инициативы. Играть «вторым номером» у сборной России явно не получается. Аргентина, воспользовавшись этой вдруг возникшей слабостью, забила трижды, Уэльс был близок к тому, чтобы не только сравнять счет, но и выйти вперед. А это меняло весь расклад.

    Однако вот что, наверное, не менее важно: справиться с временными проблемами сборная России в состоянии. Это что-то новенькое — пусть не так быстро, как хочется, но вернуть ход матча в выгодное русло у команды все-таки получается. Концовка кардиффской встречи стала в этом смысле очень интересным примером. Причем не прецедентного, а рецидивного свойства.

    Похоже на Голландию

    Оставим в покое Аргентину и перенесемся на год с лишним назад в швейцарский Базель. Матч с Голландией до сих пор числится лучшим в новейшей истории сборной России, и «подвинуть» его ниже будет, видимо, крайне сложно. Голландцы, напомню, сравняли тогда счет на 86-й. Многие ли из числа сторонних наблюдателей в этот момент сохранили веру в общий успех? Но вышло так, что, временно «просев» под оранжевым натиском, Россия сумела выпрямиться и нанести сопернику два подряд смертельных удара. Сценарий матча в Уэльсе оказался несколько другим, но главное сохранилось: Россия склонна спотыкаться и падать, но умеет вставать и идти дальше. И если мяч, забитый Игнашевичем со штрафного, носит лотерейный характер, то Павлюченко исполнил свой номер так, что хоть святых выноси.

     

    Этот гол вообще, на мой взгляд, явление исключительное. Он предельно ярко иллюстрирует свежеприобритенные черты сборной Хиддинка. Этот гол следует разложить на кадры и превратить в учебное пособие. Команда, желая сохранить вновь добытое преимущество, не села в глухую оборону, а применила куда более современное оружие: жесточайший коллективный прессинг, учиненный пятеркой россиян, поверг Уэльс в панику. В решающий момент Быстров исполнил грамотный подкат и лишил соперника мяча. Россия тут же развернула «веер» (Павлюченко слева, Быстров в центре, Аршавин справа, Семак с Ребко чуть ниже), а линия обороны Уэльса распалась на не связанные друг с другом элементы. Ну и удар у Романа вышел на диво: с левой низом в дальний угол.

    Картинка, а не гол!

    Похоже на Хиддинка

    Гус Хиддинк в очередной раз подтвердил высочайший уровень понимания игры. Причем можно снова поболтать о везении, конечно, потому что ровно в тот момент, когда тренер взялся корректировать состав, выпустив на поле Павлюченко, эти самые коррективы и случились. Павлюченко даже штрафной вроде бы вместо Игнашевича пожелал исполнить (то есть мог забить первым касанием), однако повременил. Но тема везучести Хиддинка давно набила оскомину. Зато умение понимать и чувствовать то, что не очевидно, просто поражает. Наверное, это и есть класс.

    Хиддинк принял как минимум два ключевых решения, прямо отразившихся на сценарии встречи. Во-первых, убрал из состава техничного Билялетдинова, опасаясь, видимо, что «затоптать» его легче, чем злого Янбаева. Ренат исполнил чистого левого защитника, но при этом был очень активен в созидании. Левый российский фланг выглядел в общем целостнее правого, а это очень существенный момент (дающий в перспективе возможность переформатировать, например, функции Жиркова). Во-вторых, тренер не поддался искусу количественно насытить среднюю линию. Возможно, более оптимальным сочетанием в атаке мог стать выход в стартовом составе Павлюченко: отрезок времени, отведенный «англичанину», подтвердил его право быть первым. Но с другой стороны, Павлюченко не так резок и мобилен, как Кержаков. Александр на славу поистязал валлийцев, выжав из них соки и выпив достаточно крови. «Подвисшая» в концовке линия обороны сборной Уэльса — продукт работы Кержакова. Павлюченко как истинный эстет просто нанес изящный завершающий мазок. Но если бы не он, итоговые впечатления от матча в Кардиффе носили бы, согласитесь, куда более умеренный характер.

    В некотором смысле объединяющий Россию и Германию штандартенфюрер СС Штирлиц, он же чекист Исаев, обогатил нас бессмертным: «Запоминается последняя фраза». Последняя перед Германией фраза получилась яркой и содержательной.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»