• Почему «Зениту» стоит потерпеть своего холодного тренера

    Главному редактору «Спорта День за Днем» неожиданно понравилась работа Роберто Манчини

    13.02.18 21:13

    Почему «Зениту» стоит потерпеть своего холодного тренера - фото

    Фото: ФК «Зенит»

    Автор:

    В четверг «Зенит» сыграет с «Селтиком». Полным молодых парней, видящих культовый клуб акселератором своей карьеры. Загнанный в угол эпидемией травм и непривычными проигрышами в чемпионате Шотландии. Тренер «кельтов» Брендан Роджерс заглядывает в сине-бело-голубой кошелек и говорит что-то вроде «остается лишь молиться». Все это розово на бумаге, и тревожно в воздухе. После прошлогоднего «Андерлехта» опасаться привыкли любой тени к западу от границы. «Зенит» к своей репутации в Европе часто относился небрежно. Реально ли ее восстановить в сильной по составу Лиге Европы?

    Серьезно о еде

    «Почему мы проведем сбор в Италии? Там хорошо. И, уверен, вы будете там неплохо есть». Отношение к итальянским тренерам может быть сложным по ряду причин, но стоит ценить их только за это. Лучано Спаллетти возил «Зенит» в Тоскану, где показывал родной край. Ледяной Манчини подтаивает, вспоминая об итальянской еде и словно даже завидует нескольким журналистам, который задали ему вопрос о следующем сборе. Мы не в состоянии предсказать, как справится этот сложный «Зенит» с весенней частью сезона — с одинаковой вероятностью «Локомотив» может остаться вторым, а может в пользу Петербурга не изменится ничего. Но от пребывания Манчини (по всей видимости, короткого), стоит брать по-максимуму. Пусть этот вывод многим покажется неожиданным.

    «Зенит» в ОАЭ и Турции пересматривал ценности, отказывался от ненужного. Сложно идти вперед, если что-то мешает. И роль тренера в такие моменты как раз выходит на первый план. Когда Роберто Манчини только возглавил клуб, президент Сергей Фурсенко заявил, что это и есть тот человек, который выстроит систему. Ему не все верили, не жмут «единогласно» и сейчас. Для того, чтобы сделать собственные выводы, стоило побыть с командой на втором сборе.

    Манчини задышал свободнее — это несомненно. Шатов уехал в Краснодар, Дзюба (осенью его можно было не выпускать вовсе, оставаясь вообще без вариаций в атаке, или отправлять на поле отрабатывать хоть какие-то деньги, вложенные в контракт), обрел «своего» тренера в «Арсенале». Призрак Новосельцева, по всей видимости, Манчини мешал не слишком, скорее, зарплатной ведомости.

    Молодые приехали на сборы не совсем столбиками (гол Плетнева «Марибору» был исполнен неплохо), хотя и с первым составом пересекались на тренировках не всегда. Массовые занятия устраивать нет времени: для Манчини важно собственное реноме, подтвержденное результатами. Он вообще боится выглядеть плохо, даже внешне. И собеседника оглядывает первым делом с ног до головы, словно это помогает ему сформировать отношение.

     

    Как это вяжется со словами Фурсенко о том, что именно Манчини — тренер, который все построит? Профессионализм Роберто неоспорим. Он недоволен, ему не хватает состава. Что ж, так случилось — до 7 октября набирали одним способом, дальше, видимо, будут другим. Тренер вправе понимать, каким именно. Манчини хочет хотя бы одного футболиста, который, наконец, позволит перестать держать на одной линии почти одинаковых Паредеса и Краневиттера. Который поможет быстрее разворачиваться в атаку, втаскивать команду на чужую половину оперативнее, чем это происходит сейчас. Но что бы там ни говорил Роджерс, покупательская способность «Зенита» в данный момент ограничена. А из того, что кто-то, воспользовавшись соседством, предложил Самира Насри, не нужного «Антальяспору», еще не следует, что правильный трансферный ход уже перед носом.

    Тошно спорить

    Фото: ФК «Зенит»

    Манчини проще сейчас уже не брать никого. Поэтому он и молчит, молчит практически всегда, когда не работает на тренировке. А занятия у «Зенита» строятся интересно, такого не было со времен Спаллетти. Иногда смотрятся, как игры.

    Манчини дает смотреть тренировки целиком, и этим совершенно не похож на предшественников. Виллаш-Боаш страшно бесил: никогда, во всяком случае, в открытой части занятий, игроки при нем не делали ничего, кроме «квадратов». При этом через пятнадцать минут поле, как правило, запирали на засов, а всех лишних выдворяли, включая мэров испанских городков и запиральщиков засовов.

    Манчини старается следовать правилу «мелочей нет» в вопросах, имеющим меньшее отношение к детским фобиям. Итальянец лишь просит выключать камеры, когда идет отработка тактических действий. Он убежден: вы можете хоть пять раз посмотреть тренировку, но если не сами ее составляли, все равно ничего не поймете. Особенно глупо бояться прессы. Как будто, если позволить чуть больше обычного, девять из десяти журналистов отправят в свои издания подробные скаутинговые отчеты со стрелочками и вариантами ведения игры против атакующей тройки «Зенита». Правда, можно было бы хоть раз в месяц проводить семинары для тех кто пишет и снимает. Манчини согласился выступить перед слушателями ВШТ на прошлой неделе, удалось послушать с его разрешения всего десять минут. И за это время сказано оказалось больше, чем за все то время, что Мистер тратит на пресс-конференции. Например, Манчини в двух словах объяснил, кто должен открываться первым при фланговой атаке. Вряд ли то, что необходимо следить за движением ближнего к мячу форварда — такой уж неожиданный секрет. Но попробуйте это сформулировать так же легко, как это делает профессиональный тренер.

    Штаб Манчини работает синхронно, чего не было при Мирче Луческу, который все хотел делать сам. Бригада итальянцев перед каждой тренировкой проводит блиц-совещание, а затем меняет задачи точно по расписанию. Едва заканчивается время занятия, тренеры начинают выгонять  подопечных с поля — лишние удары по воротам могут привести к потере тонуса в нужный момент, хотя сами футболисты, бывает, иного мнения.

    У Манчини есть хорошее для тренера качество — с ним тошно спорить. Всем. Игрокам, вроде Дзюбы — они столбенеют, когда их шутки вдруг оказываются для кого-то не смешными. Локальным агентам, для которых Мистер прикидывается, что ничего не понимает. Президенту, которому тренер не хочет подыгрывать эмоционально, хотя именно тот его и привел. Даже друзьям Манчини, с которыми, отчего-то, Роберто не спешит встречаться, когда те случайно оказываются в Петербурге, предпочитая образ одиночки в декабрьской Венеции.

    Футбол Манчини тоже кострами, прямо скажем, не взвивается. Со «Слованом» бодались. «Црвену Звезду» обыграли словно в шахматы, едва не заснув над доской и не воткнувшись глазом в офицера. С «Марибором» уже позволили себе сладкое в виде двух красивых атак в первом тайме, завершившихся голами, но во втором тайме включили «морозилку» до тех пор, пока не прошли массовые замены.

    На все пуговицы

    Но Манчини, как мы уже понимаем, не интересует общественное мнение. «Зениту» в последнее время очень сильно мешали эмоции — и внутри команды, и вокруг нее. Поэтому к этому аристократическому безразличию можно отнестись лояльно.

    У «Зенита» иногда получаются ювелирные вещи, почти все они связаны с диагональными передачами, когда ложные открывания позволяют пройти резкому длинному пасу. Нога Кришито была самой важной частью команды в первой части сезона, а сейчас, когда есть Заболотный, подготовка проникающей передачи имеет еще больше смысла. Манчини словно выпустил пар перед слушателями ВШТ, сказав, что теперь «у нас появился дополнительный вариант попроще играть на центрфорварда, который наконец-то появился в «Зените». Заболотный — благоприятный адресат для сложных мячей, которые иногда отправляются вперед из-под прессинга. Если окончательно вернется в полузащиту Кузяев, «Зенит» сможет стать еще быстрее и терять меньше нейтральных мячей.

    «Действия в позиционном нападении следует отрабатывать на тренировках до мельчайших деталей», - с этого Манчини начал выступление перед Олегом Веретенниковым, Романом Шароновым и прочими молодыми тренерами, еще верящими в смысл своей профессии. И слова тренера «Зенита» - не штамп, а кредо застегнутого на все пуговицы перфекциониста.

    Бас Ильдар Абдразаков недавно вспомнил дирижера Рикардо Мути: «После работы с ним я мог проснуться ночью и начать петь свою партию с любого такта». С руководителем симфонического оркестра Чикаго работать неуютно. Звезды мировой сцены шепчут, что за три ошибки Мути способен отправить с репетиции собирать чемодан. И у 76-летнего дирижера до 2020 года в Чикаго контракт.

    У Роберто Манчини в «Зените» намного меньше времени. Вряд ли и по окончании чемпионата мира ему будут покупать тех футболистов, на которых итальянец укажет пальцем. В карьерные ожидания Манчини наши лимиты не вписываются, но он оставляет мнение глубоко при себе (до встречи с президентом) и работает каждый день так, словно контракт у него до 2020-го. Имеет смысл его потерпеть?

    Анталия — Санкт-Петербург

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»