Говорят, в Америке не принято спрашивать о зарплате. Может быть, и так, однако это правило уж точно не относится к людям публичных профессий. Например, гонорары всех сотрудников преуспевающего «треста» под названием НХЛ отлично известны широким массам. Ну а что же у нас, отчаянно пытающихся «догнать и перегнать» Штаты? Приехавший в прошлом году в Россию Дарюс Каспарайтис честно признался, что ему посоветовали не оглашать свои финансовые дела. Почему? А черт его знает. Ну вроде как есть некий негласный договор в нашей хоккейной «касте»: о зарплатах — ни слова.
И вот этой осенью новообразованная лига КХЛ, решившая перенять у американцев все лучшее, пошла на революционный шаг, опубликовав (невероятно!) зарплатные ведомости всех клубов.
«Хорошенького — понемножку», — здраво рассудили в КХЛ, а потому для начала обнародовали лишь суммарные цифры (о жалованье каждого хоккеиста в отдельности остается только догадываться). Впрочем, если взять в руки калькулятор, кое-что становится ясным даже из предоставленных на всеобщий суд скудных цифирей. Сразу стоит оговориться: сомневаться в правдивости данных, указанных коллективами, мы не будем и, за неимением другой, примем официальную информацию за чистую монету. А для верности возьмем питерский СКА — хотя бы потому, что гарантом честности «армейской» бухгалтерии выступает сам президент КХЛ Александр Медведев.
Итак, в общекомандной ведомости армейцев с Невы значатся $14,3 млн. Это — без учета квартета игроков с так называемым звездным статусом. Данная четверка выбирается самим клубом из числа хоккеистов, соответствующих определенным критериям: выступлению на последнем чемпионате мира, Олимпиаде или значительному количеству матчей в минувшей «регулярке» НХЛ. В СКА статусу звезды соответствуют шестеро: Эш, Каспарайтис, Брылин, Экман, Сушинский и Горовиков. Не принципиально, какую именно четверку из вышеупомянутых мастеров выбрали руководители клуба. Важно, что четыре самых высокооплачиваемых хоккеиста клуба, как указано в финансовой таблице КХЛ, получают «на компанию» около 3,8 млн. Выходит, каждый из лидеров СКА зарабатывает где-то в районе миллиона — кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше. Кажется, маловато будет, особенно на фоне «пятимиллионника» Ягра, но не стоит забывать о премиальных и бонусах, которые способны удвоить получку. С примами худо-бедно разобрались. Ну а остальные как же? Согласно представленной лигой базе, средний заработок незвездного хоккеиста «основы» питерцев составляет 600–700 тысяч «зеленых» в год. Получается, минимальный «паек» армейца из главной команды колеблется в районе 200-300 «штук».
Самое время вспомнить о пресловутой погоне за Америкой. В качестве оппонента СКА предлагаю взять «Рейнджерс». Во-первых, цвета у клубов схожие, да и в бюджетной иерархии лиг Питер и Нью-Йорк располагаются примерно одинаково. Первое, что бросается в глаза: неравенство среди «рейнджеров» выражено гораздо ярче, нежели в СКА. Так, топовые игроки клуба — Гомес (зарплата 8 млн), Рэдден (8), Лундквист (7,7), Друри (7,1), Розивал (7), Нэслунд (5) получают действительно прилично. Наш Николай Жердев с его 3,5 млн по меркам Петербурга тоже богач. Но дальше — пропасть. Среднегодовой оклад остальных — 800–900 тыс, а одному из лучших тафгаев лиги Колтону Орру бродвейцы платят всего $500 тысяч.
За установленный в НХЛ прожиточный минимум «пролетарский» парень Орр в течение всего сезона крушит головы оппонентам. При этом не стоит забывать, что матчей в НХЛ значительно больше, чем в нашей лиге, а значит, заокеанские суммы правильнее делить на полтора. Выходит, если не брать в расчет звезд первой величины, цифры КХЛ вполне сопоставимы с энхаэловскими. Что же до экономического кризиса, то еще неизвестно кому — Европе или Америке — в итоге повезет больше.
В заключение проведу еще одну параллель. Нью-йоркский «Мэдисон Сквер Гарден» регулярно посещают 18 тысяч зрителей, а в 12-тысячном питерском Ледовом, увы, пока немало свободных мест. Правда, у нас и билеты дешевле: насладиться хоккеем питерский болельщик может всего за пару-тройку сотен рублей. А потратив еще столько же на выпивку, после матча можно позволить себе немного пофилософствовать за кружечкой. И узнав из газет о больших зарплатах хоккейных «актеров», не ругать их за скучный «спектакль», а прийти домой и дать дельный совет засидевшемуся за уроками юному отпрыску: «Бросай ты эту математику, сынок! Иди лучше шайбу погоняй».