повышения в классе махачкалинский «Анжи».
Накануне вылета команды в Белек наставник махачкалинцев Омари Тетрадзе заметно нервничал.
— Мы-то закончили сезон раньше, чем все команды «элиты», последний матч сыграли аж 4 ноября, — поделился Омари Михайлович, — сама посчитай, получается, что два месяца отдыхали ребята. Представляешь, какие мы можем сейчас увидеть кондиции! Все же люди живые.
Между тем «люди живые» организованно заполняли регулярный аэрофлотовский рейс — от чартера махачкалинцы, как и многие в этом году, отказались. Кризис все-таки. Потому и грузинских легионеров ждали уже в отеле. Южане не изменили приметам и заняли фартовый для себя «АйСиСантай» в Кадрие.
Небольшое географическое отступление, которое необходимо для дальнейшей ориентации в футбольном пространстве: Кадрие и Белек — два маленьких поселка, расположенных достаточно близко по московским меркам друг к другу (примерно, как соседние станции метро на кольцевой), а потому очень часто в репортажах с места зимних футбольных событий происходит досадная для кадриевцев путаница, и все отели фигурируют как территориально принадлежащие Белеку. Между тем, именно в Кадрие расположены как две гостиницы, имеющие крупные спортивные комплексы (уже упомянутый выше «АйСиСантай» и «Адора»), так и комплекс полей отеля «Аркадия», которые традиционно большую часть сборов топчет не кто-нибудь, а «Фенербахче». Но пока турецкие гранды представлены на этой части побережья только «Бешикташем», квартирующим в Белеке. Массовый заезд ожидается в конце января: персонал «Сантая» доверительно сообщает: в Белеке и Кадрие будут и «Фенер», и «Бешикташ», и «Галатасарай».
— Надо бы с ними сыграть контрольный матч. И со всеми тремя, — смеется Омари Тетрадзе, — вот где сразу будет видно, в каких позициях нам надо серьезно и качественно усиливаться.
Укрепление линий для «Анжи» — проблема насущная, и это видно даже по числу футболистов, прибывших на первый сбор. Помимо двух десятков игроков, вышедших с командой в элиту, на просмотре еще около пятнадцати человек.
— Планируется значительное перестроение команды, — говорит за чашкой чая в лобби спортивный директор махачкалинцев Мамука Джугели. — Это сезон возвращения в премьер-лигу, и повторять судьбу «Кубани» мы, понятное дело, не хотим. В общем, сейчас в селекции все-таки ставка будет делаться на атлетичных высокорослых игроков. Столбов, как их еще называют. Но это отнюдь не означает, что подписывать будем только «баскетболистов».
Брать надо тех, кто хочет играть
Подтверждение слов Мамуки прибывает в отель уже на следующий день. Серая вязаная шапочка набекрень, часы-булыжники, ар-эн-би прикид и белозубая улыбка во весь рот. Это после суток-то сидения в зоне паспортного контроля. С кандидатом на позицию нападающего нигерийцем из Сенегала Эммануилом Сапом произошла необычная в общем-то история — его не пускали в Турцию по причине отсутствия какого-то согласовательного визового документа между двумя государствами. Пришлось поднимать на ноги консульства и консулов, вытаскивать парня. И вот он уже знакомится с будущими одноклубниками.
— А ты знаешь, у нас ведь твой земляк играет, Байи Ибра Кебе, — объясняют на русском новичку рекогносцировку администраторы. — Только он первый сбор пропустит, приедет на второй. Но ты уж как-нибудь осваивайся.
Принадлежащий «Челси» 21-летний форвард довольно улыбается, хоть и видно: ничегошеньки из сказанного не понял. Ссылки на земляков в кавказских командах в селекционный период вообще достаточно обычное явление. Понятное дело, туда, где, как преподносится во всех новостях, находится «горячая точка», никто играть в футбол ехать не хочет. Хотя как раз на этом явлении температурный градус вполне себе в норме. «Анжи», как и многие другие, сталкивался с этим не единожды. Недавний пример — неудачное приглашение на просмотр одного сербского защитника. Прилетел парень в Стамбул, купил билет до Антальи, а тут ему друг-футболист из легионеров российских возьми да и позвони проведать с новостями: «Да ты что?! Там же как в Афганистане». Кандидат испугался (нормальное такое качество для защитника), сдал билет, только его и видели. Точнее, так и не увидели. О чем сейчас вспоминают с улыбкой.
— Мне бы хотелось, — говорит Омари Тетрадзе, — чтобы в «Анжи» были только те футболисты, которые хотят играть в футбол, для которых далеко не на первом месте заработки и суперкомфортные условия. Сейчас начинается двухнедельный цикл с ежедневными двухразовыми тренировками, по результатам которого сразу будет видно, кто из кандидатов за чем приехал. Хочется насытить этот отрезок, чтобы ребята, как говорится, «не перебегали», а потому мы и запланировали много товарищеских игр.
Если Тетрадзе говорит «много» — это действительно предостаточно. «Анжи» проведет свои товарищеские матчи 12-го, 13-го, 15-го, 17-го и 18 января. Две контрольные встречи планируется провести «чемпионским перводивизинским» составом, и три — при помощи игроков, прибывших на просмотр.
— Это очень важный этап для нас, — комментирует Мамука Джугели. — Сейчас мы не в тех условиях, чтобы иметь в селекции право на ошибки: команде-дебютанту само по себе уже сложнее, чем другим, плюс мы не располагаем сверхсредствами для усиления состава. При этом задача — доукомлпектоваться, взять шесть-семь футболистов, которые способны качественно усилить игру.
Свежие идеальные поля «АйСи-спортцентра» пока полностью в расположении махачкалинцев, и команда от души этим наслаждается.
— Скоро понаедут, неместные, — шутят игроки.
С настроением, надо отметить, начинают сбор «анжуйцы», с огоньком. В радость — и солнце, и теплый морской ветер, и даже пришедшие посмотреть на тренировку зеваки.
— Это пока так, — улыбается атмосфере Омари Михайлович, — через пару-тройку дней нашего футбольного народу здесь будет видимо-невидимо. Кого посмотреть хочу? Чьи тренировки? Да всех. Как обычно. Но вот только теперь, боюсь, не до этого. У нас собственных забот — сама видишь. В своих бы вопросах разобраться.
Договаривает фразу и отмечает что-то на листочке бумаги. Чертит-чертит, взгляд на поле — снова чертит...
Английский на всякий случай
Грозненский «Терек» заезжал в тот же день, что и «Анжи» в отель «Каллиста» (это тоже в Кадрие). На сборах здесь южане постоянно, потому персонал команду холит и лелеет. Два идеальных поля — в полном распоряжении гостей с Кавказа. Первый сбор «Терека» Анатолий Байдачный решил сделать длиннющим по футбольным меркам — команда будет заниматься по два раза в день с перерывами на контрольные матчи до 23 января. Точное число товарищеских встреч пока не определено, как и соперники. Обозначил «Терек» только один важный и принципиальный момент: никаких просмотров кандидатов не будет.
— Мы сразу определили проблемные позиции и точечно нашли на них игроков, — рассказал Байдачный. — Была проблема с левым флангом защиты и полузащиты, поэтому пригласили Ятченко в расчете на него как на левого защитника, который при необходимости будет закрывать всю бровку. Центральный защитник Феррейра — очень быстрый и интересный игрок, который способен и атаку разогнать. В общем-то расчет на создание быстрой мобильной обороны. Ну а для усиления атаки пригласили Асильдарова Шамиля — скоростного, ударного форварда. Вон видите, идут друзья, — улыбается главный тренер «Терека», показывая на кромку поля.
Там весело переговариваются о чем-то два Шамиля — Асильдаров и Лахиялов. Заселили их в отеле в один номер, что ребят очень обрадовало. В свободное время смотрят телевизор (в программу вбиты каналы на русском языке), общаются в интернете с родными. В отличие от администраторов и тренеров, которые придумали себе иное познавательно и интересное досуговое занятие. Каждый день после вечерней тренировки на двадцать минут весь «неигровой» состав грозненцев собирается в уголке лобби-бара на двадцать минут, для того чтобы... изучать английский язык.
— Решили, что нам это может понадобиться в скором будущем, — смеются администраторы команды. — Вдруг еврокубки, а мы языка не знаем…
Игроки к полиглотскому увлечению руководства относятся спокойно и с пониманием. Тут стоит отметить еще один важный момент: говоря «игроки» мы имеем в виду команду, в которой впервые совершенно особенная ситуация — сбор вместе с основой проходят девять молодых и совсем еще юных собственных воспитанников грозненского футбола. Для них все внове, и старшие, опытные стараются быть примером, подсказывать, помогать. Выйдет ли кто-нибудь из этих ребят на поле — вопрос, который сами они решают сейчас, показывая все, что умеют и обучаясь. Ничего не исключено. Байдачный перестраивает «Терек».
— Для меня здесь многое интересно, — говорит он. — Над многим, как я вижу, предстоит работать. Будем наигрывать новые тактические схемы, чему и посвящен этот сбор наравне с закладыванием базы функциональной подготовки. Время у нас есть.
Время и поля. Пока всего этого в избытке у пионеров. Пока... Время само собой, а с
10 числа в Анталью начинает заезжать большая группа российских команд. Ну да... В тесноте да не в обиде. Хотя это уже совсем другая история.