• Первая скрипка Андрея Петрова

    Бег с достопримечательностями

    29.02.16 23:18

    Первая скрипка Андрея Петрова - фото

    Фото: «Спорт День за Днем»

    Каменноостровский проспект — место, где можно почувствовать и историю Петербурга, и его дух, и очарование. Здесь не так величественно, как на Дворцовой площади или возле Исаакиевского собора, зато много разных фрагментов города, способных рассказать о нем не меньше, чем расскажет грандиозный памятник или красивая площадь. Одна из таких неприметных, казалось бы, достопримечательностей — сквер имени композитора Андрея Петрова, расположенный между домами 26–28 и домом 47 по Большой Пушкарской улице.

    Спасение сквера

    Если вы катаетесь тут на скейте или на роликах, а может, просто совершаете пробежку, то наверняка натолкнетесь на причудливые фигуры, разбросанные по небольшой площади. Не сразу можно понять, что это такое. И лишь изучив вопрос — для чего нужно немного ознакомиться с музыкальной терминологией, — понимаешь: скульп­туры из бронзы и гранита таят в себе разные символы, смыслы, значения. Их красота и притягательность ощущаются не сразу — через осмысление.

    В конце 1990-х дворик хотели застроить многофункциональным жилым комплексом. И сюда пыталась залезть костлявая рука жадного бизнеса — место-то козырное. Но жители района взбунтовались, «подключили общественность», обратились к известным людям, чтобы те заступились за симпатичный уголок. Художники, писатели, музыканты откликнулись — посадили в сквере по дереву. Среди таких чутких и ответственных за судьбу города людей был замечательный композитор Андрей Петров, музыку которого знает, наверное, каждый из тех, кто хоть в какой-то степени знаком с отечественным кинематографом.

    Достаточно воспроизвести лишь названия фильмов, которые украсил своими сочинениями Андрей Павлович. «Зигзаг удачи», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Гараж», «Служебный роман», «Вокзал для двоих»… Это только те картины, в которых музыкант сотрудничал с великим режиссером Эльдаром Рязановым. А ведь есть еще «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Старая-старая сказка», «Белый Бим Черное ухо», «Осенний марафон», «Хрусталев, машину!» На музыке Петрова — легкой, лирической, душевной — выросло не одно поколение людей, населяющих Россию и бывшие республики СССР. Впрочем, композитор сочинял не только мелодии к кинофильмам — из-под его музыкального «пера» вышли песни, романсы, балеты, оперы, симфонии, инструментальные концерты.

    Андрей Петров был истинным петербуржцем со всеми вытекающими отсюда последствиями и обстоятельствами. Интеллигентный, скромный, впечатлительный, тонкий, мудрый, «переживательный», как говорят про некоторых людей. Обаяние его было настолько велико, что создатели фильмов — режиссеры, актеры — так или иначе подпадали под него, Петров каким-то образом влиял на их творчество. Например, актер Олег Басила­швили, исполнивший роль безвольного, но этим даже симпатичного Андрея Бузыкина, говорил, что использовал «взгляд Петрова на мир» — исполненный чистоты и боли одновременно. Эльдар Рязанов говорил, что Петров не умел продавать собственную музыку. Он и действительно не столь виртуозно играл на рояле, его собственное исполнение не всегда производило впечатление, но «художники от кино» знали: музыка Петрова обязательно зазвучит — как только будет сыграна в соответствующей обработке и аранжировке. И буквально гонялись за композитором. А вспомните тот же «Служебный роман» или «О бедном гусаре замолвите слово» — могли бы эти фильмы зазвучать так, как мы привыкли, если бы не талант Андрея Петрова?

     

    Музыка скульптур

    В 2005 году композитор принял участие в акции «Зеленая волна», посадив в сквере рябину. В 2006-м по инициативе петербургского музыканта, лидера группы «СП Бабай» Михаила Новицкого дерево «обвили» оградой, выполненной в виде нотного стана, на котором можно прочитать фрагмент партитуры песни «Голубые города». Таким образом родился памятник композитору. Позже, в 2007-м, скверу было дано имя Андрея Петрова. И это не случайно — большую часть жизни он прожил на Петро­градской стороне. А осенью 2008 года здесь была открыта скульп­турная композиция под названием «Первая скрипка», посвященная творчеству мастера.

    В нее входит восемь фигур — художественных символов вечной музыки, миссии композитора.

    «Скрипка-Яблоко» — символ искушения музыкой.

    «Скрипка-Туфелька» — символ музыкального эксперимента.

    «Скрипка-Женщина» («Муза композитора») — символ вдохновения.

    «Скрипка-Кресло» («Трон композитора») — символ музыкальной паузы.

    «Скрипка-Лебедь» («Реквием») — символ музыкального совершенства.

    «Скрипка-Граммофон» — символ музыкальной классики.

    И еще две одинаковые скульптуры «Скрипка-Сфинкс» — символ охраны музыкального наследия.

    Также в форме скрипки выполнена концертная площадка, вымощен сквер. Скрипка — любимый музыкальный инструмент Андрея Петрова. А термин «первая скрипка» подчеркивает роль композитора в отечественной музыкальной культуре.

    Сам Андрей Петров, к сожалению, не увидел этого наследия, но приложил руку к созданию «музыкального сквера» во всех смыслах. А фигуры, установленные здесь, напоминают его музыку. Ее много, она причудлива, не сразу понимается, исполняется, зато когда уже зазвучит, ее никогда не забудешь. Так же и с этими скульптурами. Раз приглядишься, два, прочитаешь табличку, окинешь сквер взглядом — только тогда начинаешь понимать, что тут и зачем.

    Если вообразить себя героем фильма «Осенний марафон», который не успел вернуться домой из-за того, что мосты зачем-то «сводят и разводят», то лучше всего в такой безвыходной ситуации переждать ночь именно здесь. Посидеть, подумать, оглянуться. Тем более что создатели картины сделали из Бузыкина настоящего бегуна на длинные дистанции. Романтического марафонца. Но, заметьте, Петров сочинил для «пробежек» такую музыку, что у зрителя создается впечатление: преодолевать расстояния герою легко даже ранним утром. Делает он это, такое впечатление, с удовольствием.

    Мы с удовольствием слушаем музыку Андрея Петрова. С удовольствием заглядываем в сквер его имени. Любуемся скульптурами. Гордимся творческим наследием. Ощущаем себя петербуржцами. Спасибо, композитор!

    И, как говорится, не пробегайте мимо.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»