• Персона брата

    26.03.09 18:34

    Персона брата - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Родовой герб Сабуровых


    В №3 журнала «64 – Шахматное обозрение» опубликована статья Сергея Карастелина «Они были первыми», повествующая о развитии женских шахмат в дореволюционной России. Автор взялся за архитрудную задачу: описать то, чего, на самом деле, как явления не существовало. Однако, на что не пойдут мужчины, чтобы восьмого марта потрафить подругам жизни! Вот и историка «понесло»: рассказывая о женщинах – решательницах задач, опубликованных в ХIХ веке во «Всемирной иллюстрации», С.Карастелин пишет, что в последующие годы число представительниц прекрасного пола, присылавших правильные решения, «росло лавинообразно» (!); оказалось, что к игре в шахматы вполне можно приравнять рубль, а то и 50 копеек, пожертвованных дамой на шахматный турнир. Так, приводятся фамилии тех, кто попал в «Список жертвователей» на Конгресс в память М.И.Чигорина (Петербург, 1909 год). Правда, с этим списком возникли проблемы: трудно распознать женщин в «несклоняющихся» фамилиях. А во включенной в него автором персоне – Казанской - может угадываться как Козачинская, так и представительница «Казанского Общества любителей шахматной игры».

    Так же абсурдно причисление к «женскому шахматному движению» тех, кто пожертвовал средства на сооружение памятника М.И.Чигорину. Активное участие в сборе средств, приписываемое С.Карастелиным дочери Михаила Ивановича, жившей в ту пору в Киеве, не соответствует действительности: Ольга действительно передала в фонд пять рублей, но даже не приехала в Петербург на перезахоронение отца на кладбище Новодевичьего монастыря 22 июня 1914 года.

    Приведу небольшую цитату из статьи С.Карастелина:

    «Очень активно женщины – шахматистки участвовали и в различных общественных (шахматных) мероприятиях. Например, в октябре 1913 года на заседании Организационного Комитета Юбилейного Съезда Петербургского Шахматного Собрания его почетным членом избрана Е.В.Сабурова. Это первый подобного рода прецедент в России. В гостеприимной квартире Сабуровой регулярно собирались молодые руководители Петербургского шахматного собрания (Е.Малютин, братья Зноско-Боровские и др.), ее муж – сенатор Петр Алексеевич Сабуров – был почетным председателем Собрания, а сын – сенатор Петр Петрович – председателем Собрания, а позже – первым Председателем Российского шахматного союза. Е.В.Сабурова помогала решать многие организационные вопросы, например, содействовала в получении разрешения на въезд в Россию для участия в международном турнире 1909 года иностранным игрокам еврейского проихождения».

     

    Прочитав этот текст, можно, конечно, посетовать на то, что муж П.А.Сабуров назван Петром Алексеевичем (он – Петр Александрович); что сын Петр стал сенатором, хотя им никогда не был; удивиться, что руководители собирались на квартире Е.В.Сабуровой (обычно квартиру при живом муже не относили к хозяйке); посмеяться над тем, как этой даме, по воле автора, удалось вмешаться в процесс получения разрешения на въезд в Петербург евреев – участников Конгресса 1909 года (ни на одном документе, которые я изучал в архиве, нет, да и не могло быть, ее имени, «зато» почти все они подписаны П.А.Сабуровым). Но это – мелочи.

    Вынужден огорчить г-на Карастелина: женой П.А.Сабурова была графиня Леонтина Луиза Тереза (Леонтина Альбертовна) Вицтум фон Экштед (1849 – 1916). Она же была матерью Петра Петровича Сабурова (1880 – 1932) и его старшего брата Александра Петровича (1870 – 1919). Судьба Александра, церемониймейстера Высочайшего Двора, позднее ставшего Петроградским гражданским губернатором, была трагической: в 1917 году его арестовали, а в январе 1919 года расстреляли в Москве. Не обошла беда и семью (А.П.Сабуров был женат на фрейлине Высочайшего Двора графине Анне Сергеевне Шереметевой, матерью которой была княжна Вяземская): сыновья Борис и Юрий в 30-е годы были репрессированы, а дочь Ксения сослана в Казахстан.

    Пора вернуться к Е.В.Сабуровой. Елизавета Владимировна (1847 – 1932) – дочь известного писателя графа В.А.Соллогуба и графини С.М.Виельгорской. В детские годы ее окрестили «булкой» (так девочку прозвал Н.В.Гоголь). 

    Вышла замуж за Андрея Александровича Сабурова (1837 – 1916), брата Петра Александровича. А.А.Сабуров был членом Госсовета, одно время (1880-81) - министром народного просвещения, основал Российское общество защиты женщин и, обратим внимание, Дом милосердия. Елизавета Владимировна подарила А.А.Сабурову четырех дочерей: Софью (1869), Марию (1870), Александру (1872) и Ксению (1880). Александра была замужем за видным кадетом, членом Государственной Думы Шидловским.

    Известно, что супруга Петра Александровича Леонтина Альбертовна не только сама играла в шахматы, но и обучила им сына Петра. Кроме того, именно в их последней квартире (Литейный проспект, 46) был дан приют Петербургскому шахматному собранию.

    Играла ли в шахматы Елизавета Владимировна – неизвестно. Но ее связи (включая родственные) и постоянная занятость благотворительностью (на момент избрания почетным членом Петербургского шахматного собрания Сабурова была председателем Совета петербургского Дома милосердия), делали ее незаменимым помощником.

    В статье «История в фотографиях» я уже писал о «ляпах» в другой статье С.Карастелина «Живые шахматы» (64-ШО, №4 2008). Увы, желания проверять публикуемые в статьях данные, у него за прошедшее время не прибавилось.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»