Это трансферное окно было особенным. Теперь в уютном баре в дружеской компании при обсуждении того, как блистали в европейских матчах Фалькао с Де Росси или хотя бы «захудалые» Гарай с Мичу, вам найдется, что ответить, даже если матчей с их участием вы не посмотрели: «Все равно они все переедут сюда». Теперь все те звезды, до которых, казалось, не стоит и пробовать дотянуться, светят нам. И мы уже перестали жмуриться от их яркого света и брезгливо отпихиваем все, что недорого, небогато и неярко. «Зениту» уже не позволяет статус брать игроков уровнем ниже, чем Халк и Витсель. Бразилец Аилтон, стабильно замыкавший на себя по два защитника соперника, украшавший сенсационный АПОЭЛ в последней Лиге чемпионов, едет не в лучшие наши клубы, а в мечтающий хотя бы о Лиге Европы «Терек». И даже засвеченный либерецким «Слованом» в квалификации еврокубков полузащитник Брезнаник выбрал вместо западноевропейских клубов пермский «Амкар». Образно говоря, мы пересели из машины отечественного производства в авто класса люкс, говорящим символом чего служит аренда «Ростовом» у самого «Тоттенхэма» полузащитника Дэвида Бентли.
Проблема в том, что мудрая Европа все равно остается впереди. Она была впереди, когда выбросить за игрока десятки миллионов было все равно, что сходить в магазин за хлебом. Она впереди, когда правилом хорошего тона считается затягивать потуже пояса и считать каждый евроцент. Бентли приехал в Ростов совсем не таким, когда «Тоттенхэм», очарованный его игрой на правом фланге и бекхэмовской техникой, платил «Блэкберну» 15 миллионов фунтов. Травмы и легкомысленное отношение к футболу привели к тому, что год назад Бентли не мог проявить себя во второй по рангу английской лиге, сыграв лишь пять матчей за «Вест Хэм». Ни одного раза за матч с «Зенитом» на «Петровском» не смог хотя бы просто открыться нападающий Саломон Рондон, который так заманчиво сверкал в витринах «Малаги». Можно насчитать еще не один пример того, как все, что залежалось и больше не может расти в цене, спихивается европейскими клубами с холодным расчетом и бесчеловечно деловым подходом.
В «Зените» считают трансферной удачей переход Халка и Акселя Витселя. Удача, конечно, в том, что два футболиста мечты приехали сюда в самом расцвете сил и лет. Но вообще-то подписание контракта в последний день дозаявочной кампании, на условиях, выдвинутых противоположной стороной (Витсель перешел только потому, что, кроме «Зенита», не нашлось желающих платить прописанную в его контракте сумму отступных), — мягко говоря, не образец ведения переговорного процесса. Это не образец работы селекционного отдела, который нашел «Зениту» Халка с Витселем не в «Токио» и «Стандарде», а в «Бенфике» и «Порту». И уж совсем не комильфо, когда для того, чтобы совершить трансферы двух звезд за 80 млн евро (португальская пресса утверждает, что за 100) за считаные часы до закрытия трансферного окна, требуется еще и выписывать спортивного директора из Германии.
Лучано Спаллетти говорит, что такие игроки привносят в состав качество. Но пока это самое качество мы научились только покупать. Когда научимся его вырабатывать, Европа, наверное, опять будет на шаг впереди.