Сыграв вничью в Грозном (1:1), «Краснодар» выпал из лидирующей тройки, которая, напомню, гарантирует медали и выход в Лигу чемпионов – как минимум ее квалификацию.
Кто видел матч, думаю, со мной согласится: гости не бились не на жизнь, а на смерть. За свою судьбу, за Лигу чемпионов, за подиум. Я даже не о характере встречи, о характере команды.
Которую в России очень и очень любят. И часто ставят в пример. Частный, совершенно частный клуб, едва ли не единственный такой в РПЛ. А как работает! Буквально, по неким идеальным лекалам. Выстроил отменный стадион. Создал собственную академию, и она уже демонстрирует шикарную отдачу, даже если некоторые одаренные воспитанники и требуют иногда пересмотра контрактов. Их за это можно в резерв, чтобы одумались, но это все мелочи, а главное – декларация: «Краснодар» стремится к тому, чтобы в его составе выходили на поле только выпускники академии. Это не просто сказка, это – мечта российского болельщика, горестно наблюдающего, как уплывают в руки зарубежных агентов деньги госкорпораций, а что на выходе? А на выходе дежурные вылеты из все той же Лиги чемпионов на унизительно ранних стадиях.
А «Краснодара» там и вовсе нет, зато – ставка на своих. И вообще – такая ведь молодая команда. Молодость тут ни при чем. По бюджету – клуб в российском топе, по результатам – один комплект бронзовых медалей за все годы.
Ставка на своих воспитанников, она, наверное, когда-нибудь сыграет. В Грозном на поле вышло пятеро легионеров, достаточно, кстати, дорогостоящих, не считая белоруса Александра Мартыновича, внезапно переставшего считаться иностранцем. Далеко не рекорд для «Краснодара», в матчах Лиги Европы до восьми легионеров использовавшего.
«В будущем обещано благоденствие, а покамест – ура!» – этот постулат Салтыкова-Щедрина невольно вспоминается, когда слышишь обещания руководителей клуба выставить на поле исключительно своих воспитанников. В будущем. А покамест и по России клуб ведет селекцию. Тоже недешевую подчас, как в случае с приобретенным зимой у «Ростова» Дмитрием Скопинцевым.
И молодцы, так и надо! Вот только результата нет, и в Краснодаре о нем предпочитают не говорить. Главное для высшего клубного руководства – красота игры, зрелищный футбол.
Красота – штука очень спорная. Как известно, кому – поп, кому – попадья, а кому – попова дочка, о вкусах не спорят. А вот результат – подлинное мерило, индикатор. Спорт, непосредственно к результату не привязанный, выхолощен по сути своей.
Но уже появились разговоры и об усталости «быков» после матча с «Зенитом», и об эмоциональной опустошенности. Вот «Зенит» после той же игры, причем гостевой, смог, а «Краснодар» устал.
Каждый год «быкам» что-то мешает, не стану уточнять.
Эмоциональная опустошенность – зона ответственности тренера. Но тут у «Краснодара» свой, особый путь. Тренер Мурад Мусаев ни дня прежде не работал в профессиональном футболе, не играл, не тренировал…
Но таков выбор Сергея Галицкого, хозяин – барин. Мотивы владельца клуба, его подлинные пожелания – тайна за семью печатями.
А вот причины народной любви к его детищу вполне очевидны. Любовь эта – следствие всех тех огромных проблем, что давно уже поразили наш футбол. Где нет частных клубов, избыток более чем посредственных легионеров, непонятно для чего приобретенных, команды-бомжи, не имеющие своего стадиона, а то и вовсе прекращающие существование, оставляющие после себя кучу долгов…
Сергей Галицкий и его «Краснодар» дарят людям надежду. Как некогда культовый кинофильм, тому же региону посвященный, «Кубанские казаки», где председатели колхозов соревновались, кто больше роялей накупит в деревенские клубы, а в деревнях-то в это время царил голод. Но люди восторженно смотрели эту ленту.
Может, и Галицкого надо поблагодарить за то светлое чувство, что вызывает в сердцах ряда болельщиков его «Краснодар»?
Впрочем, если и дальше ограничиваться шикарной риторикой без результатов, оно пройдет.
Фото: ФК «Краснодар»