После заявления МОК о возможном допуске сборных России и Беларуси до Олимпийских игр в Париже разгорелись нешуточные страсти. Одни восприняли эту инициативу позитивно, а другие – крайне негативно. И сейчас речь даже не про мировое сообщество, а про то, что происходит внутри нашей страны.
Главная причина споров – требования, выдвинутые Международным олимпийским комитетом.
Первое: выступление в нейтральном статусе, то есть без флага и гимна.
Второе: полная приверженность Олимпийской хартии. Многие трактовали его как разделение атлетов на основании того, поддержали они или нет специальную военную операцию на территории Украины.
Хотя президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков назвал такую трактовку неправильной:
«Этот вывод неверный, [таких требований] нет даже в нынешних критериях, которые мы продолжаем считать неприемлемыми. В этом нет прямой отсылки к тому, чтобы приветствовать или не приветствовать СВО», – заявил журналистам Поздняков.
Но глава ОКР не отрицает, что второе требование – политическое. С другой стороны, трудно ожидать от МОК чего-то другого, если учесть, что подобные политические подтексты были всегда. Взять хотя бы Игры 1992 года, когда сборная Югославии была вынуждена выступать под олимпийским флагом, а не под своим из-за международных санкций ООН.
В нынешней же ситуации ООН, наоборот, выступает не антагонистом, а протагонистом. МОК получил письмо от спецдокладчиков организации в области культурных прав и современных форм расизма, которые обеспокоены самим фактом, что российские и белорусские атлеты не могут выступать на международных соревнованиях.
Что касается раскола во мнениях, то первые считают, что спортивная карьера скоротечна, тем более в циклических видах спорта, поэтому нужно разрешить атлетам соревноваться на любых условиях. Например, олимпийских чемпион лыжник Александр Легков уверен, что предоставленной МОК возможностью надо воспользоваться.
«Мое мнение, если есть возможность ехать под нейтральным флагом, пускай едут, как это было на предыдущих Олимпиадах из-за других проблем. Они приедут после соревнований в Россию. Мы здесь включим им гимн России, будет флаг. Да и там все будут знать, какую страну ребята представляют», – заявил Легков «Спорту День за Днем».
Другие же уверены, Россия не должна соглашаться на требования МОК. Российские спортсмены уже достаточно навыступались без флага и гимна. Тот же Поздняков настаивает, что все должны участвовать в Олимпиаде на равных условиях – это основной принцип Олимпийской хартии, на которую постоянно ссылается МОК.
Как правильно отметил Легков, решение будет зависеть от руководящих лиц, а на данный момент большинство из них намерено добиваться, чтобы российские атлеты выступали на Играх без каких-либо ограничений.
В целом понять можно и тех, и других. Спортсмены должны выступать, причем выступать на международном уровне, иначе мотивация постепенно стремится к нулю. Но формулировки МОК максимально расплывчатые, а критерии – непонятные. Как будет работать фильтр приверженности Олимпийской хартии? Где гарантия, что сильнейшим российским спортсменам не откажут в участии, сославшись на какую-нибудь неоднозначную фразу?
Все мы помним, как шестикратного олимпийского чемпиона по шорт-треку Виктора Ана не пустили на Олимпиаду в Пхенчхане, не объяснив причин, хотя он даже написал открытое письмо президенту МОК Томасу Баху.
«Мы не видим причин разглашать наши причины в частном порядке», – вот такой был ответ на все попытки Ана выяснить, почему он, чистый спортсмен, не фигурирующий в докладе Макларена, не имеет права выступить на Олимпийских играх.
Тем более мы уже сейчас можем предположить, кто с высокой долей вероятности не поедет в Париж. Это спортсмены, присутствовавшие на митинге-концерте, посвященном восьмой годовщине воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Формально он не имел никакого отношения к СВО, но именно из-за него Международная федерация плавания (FINA) отстранила Евгения Рылова – двукратного олимпийского чемпиона по плаванию. Значит, и на Олимпийских играх мы его не увидим?
Остается надеяться, что стороны смогут найти решение, при котором сборная России не просто поедет на Олимпиаду, а сможет это сделать с сильнейшим составом.
Фото: EPA / VOSTOCK Photo