• Олимпийский чемпион Валерий Каменский: «Звали в сборную и в Питер»

    17.02.11 01:58

    Приехав в Петербург на Матч всех звезд, Валерий Каменский наверняка вспомнил «колорадскую» молодость: на должности тренера-координатора клубов системы СКА трудится Алексей Гусаров, с передачи которого он сотворил свой главный энхаэловский шедевр — в ворота «Флориды»; за команду Яшина играл Сандис Озолиньш, за четыре года «лавинного» времяпрепровождения отдавший не один результативный пас россиянину. Когда пути троицы пересеклись в подтрибунных лабиринтах Ледового, скупая слеза умиления появилась на лицах ветеранов болельщицкого цеха «Колорадо». «Озя», — как-то не по-хоккейному нежно обращался Каменский к Сандису. Алексей Гусаров, завершивший карьеру 10 лет назад и сильно поседевший за прошедшие годы, походил на их фоне если не на отца, то на их старшего брата. Телефон Каменского корреспондент «Спорта» набрал спустя неделю после звездного уик-энда, когда эмоции спали, а ощущения остались.

    — Было очень приятно повидать ребят, с которыми съел не один пуд соли, — ответил на соответствующий вопрос Каменский. — У нас Озя самый молодой (38 лет. — «Спорт»), вот подсказывали ему на правах ветеранов, как клюшку правильно держать (смеется).

    — Чудо-гол Ванбисбуку с Гусаровым не вспоминали?
    — Ваш брат журналист мне и без того часто о нем напоминает (усмехается). Шайба, действительно, роскошной вышла. Леша вытянул на себя двух «пантер» и прокинул мне, оказавшемуся перед воротами, шайбу. Она скакала, перемещаясь от одной ноги к другой, — бросать с ходу неудобно, но и момент жаль было упускать. «Надо исхитриться», — мелькнуло в голове, и сделал первое, что пришло на ум — ударил с разворота, сунув клюшку между ног. Когда увидел, что шайба в воротах, три раза моргнул — не поверил, что залетела…

    — Чего в таких голах больше — импровизации или мастерства?
    — По сути, это, безусловно, импровизация. Но прежде чем что-то сделать, игрок думает. А претворение мысли в жизнь называется мастерством (улыбается).

    — На Матче звезд КХЛ какое сочетание мастерства с импровизацией вышло самым эффектным.
    — Мне понравился первый гол. (Радулов набросил на «пятак», где проезжал Ягр, попавший с лета по шайбе. — «Спорт»). А в целом в Ледовом получился классный праздник. Как для болельщиков, так и для хоккеистов и организаторов. Было забито много голов, среди которых были очень красивые. А значит, не перевелись в российском хоккее, правопреемнике советского, те, кто может творить на льду чудеса. Матчи звезд — замечательное мероприятие, направленное на сближение людей, играющих в хоккей. В Петербурге эта идея, считаю, была полностью реализована. Атмосфера на льду и вокруг него была потрясающей.

     

    СКА будет играть в финале Кубка Гагарина

    — Гусаров теперь тренер. У вас желания пойти по стопам боевого товарища не возникает?
    — Естественно, возникает. Приходит время, когда хочется проявить себя на этом поприще. Посмотреть, на что ты способен. Поделиться приобретенным за годы, проведенные в хоккее, опытом. Несколько лет назад мне предлагали стать тренером. Семейные обстоятельства не позволили…

    — Кто предлагал?
    — В 2007 году Слава Быков звал в сборную. Тогда же — в СКА, помощником Барри Смита. Пришлось отказаться… Надо было сына доводить до ума, да и в тот момент я еще не был готов к тренерскому поприщу, хотя оба варианта были очень интересны. И в сборной, и в СКА система выстроена на высшем уровне: высококлассные игроки, инфраструктура. Приходи и работай. Тем не менее прошлого не вернешь. Сейчас Витя учится в Швейцарии, там же играет в хоккей, а я пока временно безработный (смеется).

    — Заняли выжидательную позицию или предложения не балуют?
    — Хороший вопрос, — смеется Каменский. — Только ответить на него тяжело. Если будут хорошие, интересные варианты, рассмотрим и примем решение.

    — Ближе менеджерская или тренерская стезя?
    — А в сегодняшнем хоккее они фактически неотделимы. Отдельное предложение мало кто делает. Нужно хотя бы частично совмещать эти функции.

    — В Интернете много критики в адрес СКА…
    — Мне кажется, эти «умозаключения» исходят от людей, малоразбирающихся в хоккее. Мое мнение: СКА будет играть в финале Кубка Гагарина.

    — Смело!
    — Объясню почему. В команде собрано много профессионалов с большой буквы, которые во время кубковых встреч возьмут себя в руки и заиграют так, как дей­ствительно умеют, и тогда столь мастеровитую дружину будет сложно остановить.

    — Питерский клуб упрекают в том, что он собрал звездный состав. А в ЦСКА ваших лет игроки имели финансовые привилегии в сравнении с коллегами из других клубов?
    — Я бы не сказал. В некоторых командах ребята получали много больше нашего. В ЦСКА общая зарплата зависела от ряда факторов: звания, выслуги лет. За них мы получали, если можно так выразиться, дополнительные бонусы. У Спорткомитета были отдельные ставки на «сборников». За победу на чемпионатах мира или Олимпиадах давали премиальные. В среднем около трехсот рублей в месяц получалось. Самый привлекательный оклад был у майоров — пять сотен.

    Овечкин — это мудрый Форсберг

    — Где сейчас проводите большую часть года?
    — В Америке, в Нью-Йорке.

    — Ваш бизнес в сфере недвижимости оклемался после экономического кризиса?
    — Потихонечку воскресает. Недвижимость задвигалась, и это радует…

    — Говорят, что в советские времена бизнес отечественных хоккеистов заключался в том, чтобы запаковать в чемоданы и вывезти из-за границы как можно больше аудио— и видеотехники, которую потом продавали в Союзе…
    — Да ну. Бредни. У нас и денег-то таких не было, чтобы чемоданами аппаратуру таскать. Хотя, может, кто и исхитрялся: занимали у знакомых, к примеру, наскребали по сусекам… Но если и были таковые, два-три человека — не более.

    — На днях ваш многолетний партнер по звену в «Колорадо» Петер Форсберг, по его же словам, окончательно завершил карьеру. Пытался заиграть в «Эвеланш», не вышло. Последним из могикан остался Адам Фут…
    — Форсберг — это талантище. Погубил Петю силовой стиль игры. В нем он по молодости и «оставил» свои ноги. Когда швед начинал, били сильнее, грязнее, цепляли чаще. За прошедшие 10–15 лет НХЛ хорошенько «почистили» в пользу техничных игроков. Фоппа не хотел уступать — зеленый был, горячий… Мудрость, она приходит с годами и с шишками. Сравнить хотя бы Овечкина-дебютанта, такого же задиристого и неуступчивого, с сегодняшним. Александр по-прежнему лезет, борется, толкается, но делает это осмысленнее. Забавы ради не станет «убивать» соперника. Форсберг очень хотел вернуться. Иначе не предпринимал бы эти бесконечные попытки. Таланта и мастерства у него вагон и маленькая телега. К сожалению, здоровье сказало свое веское слово. 37 лет — не приговор хоккеисту. Просто кому-то дано играть до 52, как Горди Хоу, или до 48, как Крису Челиосу, а кому-то приходится завершать гораздо раньше. Дай Бог, чтобы Фут пошел по стопам долгожителей.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»