• Олимпийский чемпион по прыжкам с шестом Сергей Бубка: Рекорды бил ради детей

    Автор: Спорт день за днём

    Поговорить с олимпийским чемпионом, 6-кратным чемпионом мира, 35-кратным рекордсменом мира по прыжкам с шестом Сергеем Бубкой, тем более накануне чемпионата мира по легкой атлетике, практически невозможно. Приехав в Москву на премьеру документального фильма «Татьянин день» (о прыгунье Татьяне Лебедевой), Бубка сразу заявил, что времени на общение с прессой у него нет. И сделал исключение только для корреспондентов «Спорта».

    Исинбаева вне конкуренции

    – Каков ваш прогноз на предстоящий чемпионат? Вы тоже считаете, что в прыжках с шестом у женщин интрига отсутствует напрочь, так как превосходство россиянки Елены Исинбаевой, как и ваше когда–то, неоспоримо?
    – Да, Лена – явный фаворит. Не думаю, что в этом сезоне кто-нибудь сможет ее одолеть. Исинбаева обычно на первой или второй высоте еще соревнуется с конкурентками, а дальше ее соперницей является только планка. Ничего плохого в этом нет. Борьба за очередной рекорд — тоже хороший стимул. Преодолевать самого себя не менее интересно, чем побеждать соперников. А то, что легкая атлетика в последние годы становится все более коммерческим делом, — это благо для Лены. Большой талант и великий труд должны компенсироваться и достойно вознаграждаться. У Исинбаевой появляется дополнительный стимул, и это справедливо. Ей необходимо не только обеспечивать себя в данный момент, но и позаботиться о своем будущем.

    – У мужчин ситуация накануне чемпионата куда более запутана…
    – Все верно, у них в Осаке вообще нет фаворитов. Если сейчас буду перечислять всех, кто имеет шансы на победу в Осаке, список получится очень длинный, и при этом обязательно кого-нибудь забуду. Многое решит настрой на борьбу и то, как спортсмен приспособится к условиям соревнований в Японии. Я хорошо знаю россиянина Игоря Павлова и его тренера Анатолия Чернобая, неоднократно приглашал их в Донецк на свои соревнования «Звезды шеста». Геройский парень, очень грамотный спортсмен. Но он нестабилен: может выиграть чемпионат мира, а может и проиграть внутрироссийские соревнования.

    – Какие специфические проблемы для атлетов могут возникнуть в Осаке?
    – По части акклиматизации и привыкания к часовому поясу, я думаю, никаких. Потому что фавориты, в том числе и россияне, имеют в этом деле большой опыт. Все бытовые проблемы спортсменов по части стадиона, гостиницы и транспорта японцы решают быстро и хорошо. Помехи извне маловероятны. Разве что жара и большая влажность могут помешать. Причем не только бегунам на выносливость, но и шестовикам. Руки потеют, хват менее надежный. Это обязательно нужно учесть. Но вообще лично мне всегда нравилось соревноваться в Стране восходящего солнца – и в организационном, и в профессиональном подходе. Японцы очень дотошные, щепетильные. Все будет как положено, ошибки исключены.

     

    – Что у вас осталось в памяти от чемпионата мира 1991 года, проходившего в Токио?
    – Очень жесткая борьба. Прежде всего с самим собой – потому что у меня была отбита пятка. Что-то порвалось – то ли сухожилие, то ли мышца. Мне делали уколы, анестезию, выступать было трудно. В первой попытке на 4 м 90 см получил еще одну травму. Передо мной стояла дилемма – продолжать дальше соревнования или нет? Толком не знал, что там со мной случилось, чем рискую. Все-таки я переборол себя, но на следующий день еле ходил, точнее, вообще не мог передвигаться – травма оказалась более серьезная, чем все думали. По физической готовности я находился в блестящей форме и рекорд мира мог бы установить, но травма тормозила.

    – Насколько тяжело спортсмену продолжать борьбу после получения травмы?
    – Выступать с травмой, в первую очередь, трудно психологически. Кажется, что нельзя продолжать соревнования, а все-таки необходимо суметь себя пересилить и вернуть свой организм в соревновательное русло. Когда ты проигрываешь, прыгать в необходимом ритме можно только чисто на своих волевых качествах, на огромном желании победить. Я смог это сделать и выиграл, преодолев 5 м 95 см в последней попытке. Хотя все это произошло вопреки законам логики и никак не должно было свершиться.

    В бизнесе все сложнее

    – Заканчивая карьеру, вы говорили, что в спорте все зависит только от вас, а в бизнесе – от партнеров, стечения большого количества обстоятельств, поэтому добиться успехов в предпринимательстве намного сложнее. Сейчас, уже в ранге успешного бизнесмена, вы согласны с теми своими словам?
    – Механизмы в спорте проще и мне, наверное, ближе. В бизнесе все сложнее: чтобы получить необходимый результат и не останавливаться на достигнутом, приходится учиться, находить пути решения, уметь сплотить коллектив, заинтересовать людей, выстраивать правильную политику и стратегию.

    – Чем вы сейчас заняты?
    – У меня много разных направлений деятельности. В первую очередь – Национальный олимпийский комитет (НОК) Украины. Сейчас это моя основная работа, которая отнимает большую часть времени. Также я занимаюсь делами Международного олимпийского комитета, Международной ассоциации легкоатлетических федераций.

    – Еще вы организовали в Донецке традиционный турнир «Звезды шеста»…
    – Там все движется по отработанной системе. В организации этих состязаний помогают хорошо знакомые мне люди, они четко знают, что и как делать. Я же подключаюсь только при решении стратегических вопросов – финансирование, обеспечение участия ведущих спортсменов; утрясаю чисто политические нюансы с руководителями области, города, федерации. Остальное, я знаю, моя команда сделает на сто процентов. За проведение турнира душа не болит, у меня надежный тыл в этом деле.

    – Где вы живете – в Монте-Карло, Киеве, Донецке?
    – Во всех этих городах. Но больше времени я все-таки провожу в Киеве, потому что там – основное место моей работы.

    – Что успели сделать, находясь на службе в НОК Украины?
    – Считаю, что за это время мы сумели добиться очень многого. Во-первых, систематизировали работу со спонсорами. Заключили несколько интересных контрактов. Стали награждать лучших спортсменов, теперь они получают премии. Причем вначале премировали их только в конце года, а теперь начали практиковать ежемесячные выплаты.

    – Эти награды могут получить и футболисты тоже?
    – Да, премиями награждаются спортсмены любого олимпийского вида спорта.

    И почему сейчас не прыгают?

    – Сергей Назарович, почему у вас так и не появился преемник на родине?
    – На Украине неплохо прыгает Денис Юрченко. Когда он попал в сборную страны, выглядел очень многообещающе. Но я не его тренер. Не знаю его истинного потенциала. Возможно, для установления новых рекордов Денису не хватает таланта, возможно, он сам где-то недорабатывает. Наработки и опыт нашей советской школы остались, но я же не буду прыгать за нынешних спортсменов?! И все же надеюсь, что кто-то из украинцев и россиян победит если не в Осаке, то в Пекине.

    – Если бы Сергей Бубка вышел в сектор, то какую высоту смог бы взять?
    – Позволь здоровье, прыгнул бы очень и очень неплохо.

    – С каким примерно результатом?
    – Не меньше 5 м 50 см точно!

    – Ваш мировой рекорд вечен или его можно побить? И как этого добиться?
    – Прежде всего, надо правильно прыгать технически. Обладая хорошей техникой, вполне реально преодолеть даже 6 м 40 см. Я это знаю на своем опыте. Во время некоторых прыжков чувствовал, что, если бы планка была установлена на высоте 6 м 30 см – 6 м 40 см, перелетел бы и через нее. Я, честно говоря, просто удивлен тем застоем, который сейчас в мужских прыжках с шестом. Кстати, в той же самой Японии, на чемпионате мира, когда я прыгнул на 5 м 95 см, японцы просчитали, что если бы стояла планка на высоте 6 м 37 см, то я ее бы преодолел. А на чемпионате мира в Афинах мой прыжок на 6 м 01 см по запасу, по тому, как легко и высоко я взлетел, был на все 6 м 40 см.

    – Какой из мировых рекордов запомнился вам больше всего почти идеальным прыжком? Или наоборот – когда можно было прыгнуть выше, а этого не произошло?
    – К примеру, прыжок на 6 метров прекрасно помню. 6 м 15 см в Донецке тоже остался в памяти. Все-таки родной город. Да, еще 6 м 14 см в итальянском Сестриере, поскольку дался мне этот рекорд очень непросто. Сестриер – высокогорный курорт, где ветер постоянно дует тебе навстречу. В день, когда я установил мировой рекорд соревнования (а состязания там начинаются очень рано – в 10.30), был еще жуткий туман. Когда пришел на стадион, то думал, что не сумею прыгнуть даже близко к мировому рекорду: встречный ветер, на расстоянии 20–30 метров ничего не видно. А во время состязаний погода неожиданно переменилась. И направление ветра тоже поменялось, он стал попутным. Но возникла другая проблема – все шесты в такой ситуации стали «мягкими». Нужно было стараться бежать не быстро, а гарцевать, как лошадка, чтобы не набирать скорость. И у меня все-таки это получилось, и, кстати, на самом жестком шесте, который я никогда не использовал. Вот так я обновил мировой рекорд. К тому же к установлению того достижения у меня была дополнительная мотивация. Там за мировой рекорд давали автомобиль «феррари», который стоял прямо у входа на стадион. И мои дети просили: «Папа, выиграй Феррари!» Их просьбы стали для меня дополнительным стимулом.

    Москва 

    Факты 

    Бронзовый «король шеста»

    В Донецке легендарный спортсмен увековечен в бронзе. Отлитый из металла Бубка готовится к разбегу перед прыжком возле стадиона «Локомотив». Высота постамента, на котором стоит скульптура, равна 6 метрам 15 сантиметрам и символизирует последний рекорд Бубки, установленный здесь же, в Донецке. Кстати, жители Донецка считают памятник своему соотечественнику чуть ли не обязательным местом, куда должны отправиться молодожены. Сам же Сергей относится к «двойнику» с изрядной долей юмора и, когда проезжает мимо него, всегда машет рукой и говорит:

    «Привет! Как дела?»

    В Атланте могли ампутировать ногу

    Бубка – единственный шестикратный чемпион мира по легкой атлетике. А вот на Олимпийских играх ему удалось стать первым только один раз – в Сеуле в 1988 году. Добиться же успеха в Барселоне, Атланте и Сиднее спортсмену помешали травмы. Причем на Играх в США с Сергеем произошла прямо-таки мистическая история. Во время разминки перед прыжками у него порвалась нагрудная цепочка, и он около часа бродил по арене в поисках потерянного крестика. А во время квалификации почувствовал неимоверную боль.

    «Если бы я тогда стал прыгать, то потерял бы ногу. Мне это разъяснили доктора из Финляндии, оперировавшие мой ахилл. Промедли я еще немного с радикальным вмешательством — воспаление перекинулось бы на кость», – рассказывал спортсмен.

    Знаменит булочками

    «Король шеста» на Украине знаменит не только своими достижениями в спорте, но и… вкусными булочками. Он – владелец пекарни, выпускающей хлеб, булочки, печенье, макаронные изделия. Но в отличие от спорта в бизнесе Бубка не зацикливается на одном виде деятельности. У него также есть фирма по производству канцелярских принадлежностей, магазины и бензоколонки.

    В прыжки привел сосед

    Родители Сергея не видели в своем сыне спортсмена. В легкоатлетическую секцию он попал случайно, благодаря своему соседу по улице Славе Малахову. Тот посоветовал своему младшему другу заняться прыжками с шестом и познакомил с тренером «шестовиков» Виталием Петровым, тем самым, у которого сейчас в группе занимается 20-кратная мировая рекордсменка Елена Исинбаева. 


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»