• Олимпийский чемпион Андрей Трефилов: «Нельзя было «зарубать» Набокова через месяц»

    21.04.11 02:31

    Если составлять рейтинг разочарований нынешнего сезона из числа тех, кто этим летом сменил НХЛ на КХЛ, безусловным «номером один» тут является Евгений Набоков. В СКА, куда устькаменогорца приглашали как однозначно первого номера, от него ждали квебекских чудес. На деле показатели бывшей «акулы» не дотянули даже до тридцатки лучших. Как следствие — многие списали вратаря «в утиль». Но только не Вячеслав Быков. Помнящий «плечо» Набокова в 2008 году, он пригласил в сборную хоккеиста, не игравшего почти полгода. Если бы американцы взяли за сюжет такую закавыку судьбы (добавив к тому преграды на пути к первой команде страны в лице НХЛ и Гарта Сноу), в конце был бы хеппи-энд, скорее всего, в виде «сухаря» в финальном матче ЧМ и 83 отраженных бросков. И все же вопрос «Почему?» терзает озадаченного болельщика. Почему двукратный участник Матча всех звезд НХЛ в России стал «решетом»?» Ситуацию мы попытались разобрать с человеком, который знает о вратарской психологии все, а возможно, даже чуть больше, — с экс голкипером сборной России Андреем Трефиловым, чья карьера сложилась полярно набоковской: Трефилов блистал на российском льду, чего не скажешь о североамериканском.

    Не бывает, чтобы человек сразу открыл фабрику «сухарей»

    — Тут, с одной стороны, все просто, с другой — очень сложно, — говорит Трефилов. — У Штепанека пошла игра, а у Жени были моменты, когда он пропускал по три-четыре за матч. Тренерский состав отдал предпочтение Якубу. С этого и начались проблемы.

    — Куда могла деться былая надежность?
    — Мне кажется, за ситуацию ответственны наставники. Понятно, что в СКА давление приличное, — нужен был результат. Однако в том и заключается тренерское мастерство — умение работать с игроками, находясь под прессом. К Набокову нужен был подход. Нельзя было «зарубать» человека через месяц. Женя 13 лет играл в Северной Америке, на адаптацию под российский стиль требовалось время. Не бывает, чтобы человек приехал и с ходу открыл фабрику по производству «сухарей». Даже великим надо пройти через неудачи. Был период, когда Женьке нужна была психологическая помощь. Возможно, со стороны тренерского состава. Это тонкий момент, когда надо было пойти навстречу, но его не прочувствовали. В результате, не отыграв и четырех месяцев, Набоков уехал. Возможно, поторопившись. Считаю, надо было найти решение, при котором он бы остался. Это же первоклассный вратарь!

    — Лично вам когда легче игралось: чуя за спиной дыхание конкурента или слыша от тренера: «Андрей, ты — первый номер!»?
    — Последнее вообще редко кто может услышать. Сезон по-разному складывается: сначала у одного пойдет, затем у другого. Спады неизбежны. В 60–70 процентах команд, за которые мне довелось выступать, вратари были равные — в «Динамо», в сборной, в Америке. Только в «Баффало» Гашек был однозначно первым, потому что был бесподобен. Иметь такой дуэт, как Набоков и Штепанек, — это роскошь. Ни один другой клуб КХЛ не мог себе подобного позволить. И надо было грамотно распорядиться ситуацией, сохранить Женьку. Кто знает, как все сложится в будущем году…

     

    Штепанека подвела психология

    — Набокову в июле — 36. Год, выкинутый из карьеры в таком возрасте, чреват?
    — Конечно. Но за его будущее я не беспокоюсь. Уверен, Женя найдет работу. Гашек трижды пропускал сезоны (2002/03, 2004/05 и 2008/09. — «Спорт»), и ничего, два года назад чемпионом Чехии стал, до этого Кубок Стэнли выиграл (в 2008 году. — «Спорт»).

    — Гашек — чешская легенда…
    — А Набоков — наша. В НХЛ люди более прагматичные, глубже смотрят. У нас — да, большинство менеджеров в такой ситуации махнули бы на человека рукой. А вы посмотрите на Дуэйна Ролосона. В 1969 году парень родился, до сих пор в строю. Или Гашек, которому 46…

    — А почему у вас после блистательных сезонов в России не задалось в НХЛ?
    — Психология подвела. Когда видел на трибунах по 20–25 тысяч зрителей, меня начинало лихорадить. Играл за фарм-клуб, который зрители тоже вниманием не обделяли, — все было нормально. Видимо, какой-то переключатель в голове срабатывал. Еще и пресса давила, специалисты высказывались… Те, кто спокойнее это все воспринимает, как Набоков или Хабибулин, по праву считаются лучшими вратарями мира. Да и еще так получалось, что всюду я попадал под «играющую бригаду». Одно к одному…

    — О Штепанеке после плей-офф то же говорили: нервишки подвели…
    — Нельзя сказать, что Якуб смотрелся плохо. Он уверенно играл. Картину испортили две ошибки с выходами из ворот. Тут ведь вот еще что: КХЛ для Якуба — наивысший уровень, на каком он до сегодняшнего дня играл, пусть и доводил он свою команду до финала чешского чемпионата. Не исключено, что это сказалось на его психологическом состоянии, а вместе с тем и на игре.

    — Сергей Черкас сказал, что, выйди СКА в следующий раунд, серию с «Локомотивом» начал бы Соколов, который не играл со времен последнего матча регулярного чемпионата — против «Ак Барса»…
    — Для вратаря уровня Максима войти в ритм не стало бы проблемой. Подтверждение тому — его выступления за «Трактор» после продолжительной «отсидки» в СКА. Да, провести пять, семь, десять игр без провалов было бы сложно. Но если бы Штепанеку понадобилась замена, Макс бы помог. Схожая ситуация случилась в «Локомотиве», где Саша Вьюхин, переехавший в Ярославль в канун дедлайна из Новокузнецка, здорово помог команде «зацепиться» за серию с «Атлантом».

    Каждый генменеджер КХЛ начинает строить команду с иностранного вратаря

    — Раз уж заговорили о «Кузне», не могу не спросить: Бобровский удивил, став с ходу в 22 года одним из лучших голкиперов НХЛ?
    — Честно, да — удивил. Сергей нашел свою команду. В начале сезона вытащил несколько сумасшедших матчей «Филадельфии», что придало ему обалденную уверенность, и игра пошла.

    — Может, и хорошо, что последний сезон в КХЛ он провел в стане аутсайдера, где вертелся как белка в колесе, лишь бы не пропустить больше трех-четырех за матч…
    — Когда мне было 15 лет, в «Олимпии», игроком которой я являлся, закончились вратари. Один уехал, кажется, в Эстонию, другой еще куда-то. Так я провел за команду Кирово-Чепецка 52 игры. В каждой по 9–10 шайб ловил. Было ужасно, с одной стороны, с другой — это был огромный опыт: негативный внешне, полезный по существу. Молодым вратарям игровая практика на высоком уровне необходима, как кислород…

    — Который зачастую перекрыт иностранцами…
    — Таковы реалии. К примеру, приходит в клуб новый генменеджер, начинает строить команду, от результата выступления которой будет зависеть кресло под ним. Логично, что в первую очередь он берет первоклассного иностранного вратаря. «Кузня», к примеру, недавно подписала Лассилу. Отличный вратарь, здорово играет в сборной. Но появится ли вместе с ним в Новокузнецке второй Бобровский? Ведь 80 процентов игр «Металлурга», уверен, проведет Теему.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»