Почти месяц телефон Анатолия Семенова сообщал, что его владелец находится вне зоны доступа. Причина, как выяснилось позже, уважительная: олимпийский чемпион Калгари пребывал в Братиславе на небезызвестном, но оттого не веселом для российского болельщика мероприятии.
— Так вы в таком случае просто подарок для интервью — живая картинка крутилась перед глазами, — говорю Семенову, дозвонившись наконец.
— А стоит ли? — задался Анатолий вопросом. — Сейчас вокруг сборной и так слишком много негатива.
— Наверное, неспроста…
— Неспроста. Оставаться без медалей для сборной СССР — это слишком.
Ягр — просто профессионал
— Для СССР возможно. Но у команды СССР не было такого проходного двора в защите, как у команды России. Вы, как человек, немало лет поигравший в НХЛ, скажите: клуб, имея подобную нашей оборону, мог бы за океаном рассчитывать хотя бы на попадание в розыгрыш Кубка Стэнли?
— Вряд ли. Все команды, как правило, строятся от вратаря, затем идет защита, затем нападающие. Защита в сборной России от совершенства была далека. В то же время и нападающие мало забивали. Так что это комплексная неудача. Наша сборная не проявила себя так, как могла бы и должна была.
— Блеклое выступление Овечкина связано с тем, что он не переключился с энхаэловского плей-офф, нырнув с заокеанского корабля на европейский бал?
— Этот вопрос, наверное, правильнее Саше задать. Но для такого великолепного игрока ноль очков на счету — показатель не ахти.
— То, что лучшим нападающим турнира стал 39-летний Ягр, удивило?
— Нет. Этот человек — профессионал. Профессионал до мозга костей. Он выходит и, несмотря ни на что, делает свое дело. С таким работоспособным хоккеистом, который всегда лидер, просто приятно играть в команде. Каждый отрезок он отрабатывает на все сто пятьдесят.
— Таким игрокам важно, приходит он в звездный коллектив или является его звездой в единственном числе?
— Я знаком с Ягром, но выступать в одной команде нам не доводилось. Однако, глядя на его игру, хочется сказать одно слово: «профессионал». Яромир выходит и делает свое дело. Ему неважно, сколько звезд вокруг и какие это звезды. Он просто демонстрирует ту игру, которую может не придумывая ничего лишнего каждую смену, каждую игру.
Паспорт Ржиги не главное
— В «Эдмонтоне», с которым вы в 1990 году добрались до Кубка Стэнли, было немало шикарных игроков — Гретцки, Фюр, Курри, Мессье… Каково таким личностям уживаться в одном коллективе? Кто-то — хочешь не хочешь — получал меньше времени или не те функции, которые хотел. Вокруг СКА такие разговоры часто ходили…
— В хоккее «я» быть не должно. Хоккей — это команда. И если «я» не идет на пользу команде, грош цена этому «я» — выигрывают все и проигрывают все. В том и заключается сила команды и мастерство тренера — создать боевой коллектив из ярких личностей, а не группу ярких индивидуалистов без единого стержня. Помимо наставника в данном процессе велика роль лидеров команды. У нас в «Эдмонтоне» таковыми являлись Мессье и Мактавиш.
— Чех Ржига, до этого не работавший со звездными коллективами, способен сплотить СКА, которому по окончании очередного чемпионата вечно чего-то не хватает?
— Паспорт тренера не главное. Главное, чтоб он был профессионалом. Ржига и в этом сезоне и в предыдущих показал, какой он тренер и на что способен.
— Тогда перефразирую вопрос. Милошу, которого в большей степени ассоциируют с эмоциями, легче «заряжать» игроков менее искушенных или работа с опытным мастерами вроде Яшина, Ягра, Брылина станет для него новым вызовом?
— Если человек — профессионал, он найдет подход к любому игроку. В этом и заключается тренерский талант — в умении найти подход, сделать так, чтобы люди работали на него, выполняли то, что от них требуется.
— Кто из тренеров за годы карьеры хоккеиста вам запомнился с этой точки зрения?
— Я уживался с любым специалистом. Возможно, потому что в голове у меня с тех пор по сей день существует убеждение: тренера не выбирают, его ставят, и ему надо подчиняться. Вот и все. Плохих тренеров не бывает. Но все же особо выделю Юрзинова-старшего.
— Кто-то из новобранцев СКА в минувшем чемпионате порадовал?
— Не хотел бы выделять кого-то персонально. Ребята все хорошие попались, команда неплохая. Просто что-то не получается. Чего-то неведомого не хватает. Сказать чего, я не берусь.