• Олег Корнаухов: «Тактика оправданного прагматизма»

    21.06.10 16:26

    Олег Корнаухов: «Тактика оправданного прагматизма» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Одним из самых ярких матчей, состоявшихся на чемпионате мира в Южной Африке, стал поединок между сборными Аргентины и Нигерии, который завершился победой подопечных Диего Марадоны с минимальным счетом — 1:0. Эту игру специально для «Спорта» по полочкам разложил эксперт нашего издания, в недавнем прошлом защитник сборной России и столичного ЦСКА Олег Корнаухов.

    Непростительная ошибка Чиди

    — Итак, прежде всего, наверное: какое общее впечатление оставила у вас эта игра?
    — Думаю, я увидел то, что и готовился увидеть. Наставник аргентинцев Диего Марадона еще до игры устроил настоящее шоу, и понятно, что он собрал себе и подобную команду. Так что начало матча, первые несколько минут до забитого мяча просто ошеломили нигерийцев. Пока те разбирались, что к чему, и как, и с чем это едят — получили гол в свои ворота. Причем из-за своих же детских ошибок, ляпов. А потом все нормализовалось и пошло так, как и должно — понятно, что индивидуальное мастерство игроков Аргентины выше, каждый в своем амплуа — яркая личность. И в данном случае атаке команды Марадоны нигерийцы могли противопоставить только свою же игру в нападении, ну и конечно, совершать как можно меньше таких ляпов в обороне, как тот, после которого был забит мяч. Хотя в любом случае противостоять Месси, Тевесу, Игуаину, Верону очень тяжело: они всегда найдут возможность для того, чтобы создать опасный момент.

    — В чем конкретно «детскость» ошибки обороны Нигерии в моменте гола Хайнце?
    — Сначала Чиди Одиа сделал непростительную передачу, обрезав полкоманды, что позволило Месси пробить, и только вратарь спас команду от гола, переведя мяч на угловой. Но после подачи оборона Нигерии допустила еще одну чудовищную ошибку и позволила Хайнце беспрепятственно нанести завершающий удар.

    — Держать Хайнце должны были центральные защитники или игроки опорной зоны сборной Лагербека?
    — Здесь была стандартная ситуация — и играть надо было «один в один», то есть каждый игрок нес персональную ответственность за футболиста соперника. Когда Хайнце находился на линии штрафной, с ним находился один из игроков Нигерии — я, к сожалению, точно не помню, кто именно, — потом Хайнце сделал шаг ему за спину и выбежал на свободное пространство, а тот даже не дернулся. Так что это персональная ошибка конкретного футболиста.

    Марадона будет дирижировать

    — Вам не кажется парадоксальным, что при таком нападении, каким располагает сборная Аргентины, — Месси, Тевес, Игуаин — единственный мяч в этой встрече забил защитник?
    — Нет, мне так не кажется, и я объясню почему. Когда люди проводят в топ-клубах по 50–60 матчей за сезон, «делают погоду» в своих командах, они элементарно устают. Ресурсы любого организма не бесконечны. В это время они привыкли уже отдыхать и восстанавливаться, а у них продолжается работа, причем работа на полную катушку, полную мощность. В большинстве своем лидеры приезжают в сборные не в своем оптимальном состоянии. У аргентинской сборной прослеживается явный крен на атаку, но при этом отсутствуют те главные исполнители, которые должны отбирать мячи и начинать эту самую атаку — за исключением Маскерано, Демичелиса и Вальтера Самуэля, конечно. Так что, если заглянуть вперед, когда Аргентина будет играть с такой организованной командой, как Южная Корея, которая может строго сыграть в обороне и проводить более острые контратаки, чем нигерийцы, — то еще бабушка надвое сказала, чем может закончиться этот чемпионат мира для аргентинцев.

    — Игра южноамериканцев в три защитника в этом матче — это риск?
    — Я бы не стал говорить, что они играли в три защитника, все же Гутьеррес постоянно опускался к своим воротам, становясь четвертым оборонительным игроком в линии.

    — Возвращаясь к тактическим вопросам, можно ли сказать, что яркое и агрессивное начало встречи — замысел Марадоны?
    — Думаю, да. Потому что Диего — колоритнейшая личность в современном футболе. Как он перед игрой заводил болельщиков, заводил репортеров! Он такого склада человек — живет эмоциями. И у него не бывает, что называется, полутонов — у него либо так, либо этак. Если он играет, то он играет гениально, если он нарушает, то он нарушает по полной программе. И все это передается и его команде.

    — Интересно, а какова ваша позиция по Марадоне: он не должен мешать проявить себя многим талантливым исполнителям, которые есть в распоряжении сборной Аргентины, или все же он сможет проявить рано или поздно свой тренерский гений?
    — Я считаю, это не для Марадоны — просто не мешать. Ведь гениальные личности во всем должны проявлять свою гениальность. А не мешать — это позиция скорее Висенте Дель Боске, который был очень хорошим футболистом, а теперь тренирует испанскую сборную. Вот он действительно не мешает, а Марадоне необходимо вклиниваться в процесс, что он и делает. Он хочет сам всем дирижировать.

    — Тот вариант нападения — Месси, Тевес и Игуаин, — который мы увидели в первой игре, показался вам идеальный вариантом?
    — Очень тяжело рассуждать на эту тему, ведь у Марадоны в запасе есть игроки, которые могут сыграть не хуже Игуаина и Тевеса — те же Диего Милито, Палермо, Агуэро. Так что в атаке аргентинцы обеспечены фантастическим составом, который может сыграть в любых сочетаниях. Только одну фигуру можно назвать неприкасаемой. Речь, естественно, о Месси. В этом матче мы видели, что он играет очень хорошо, что он находится в прекрасной форме, и только блестящая игра вратаря не позволила ему отличиться.

    Маскерано + Верон = Камбьяссо

    — Фигура любимчика Марадоны и ветерана сборной Хуана Себастьяна Верона действительно имеет большое значение для этой сборной Аргентины?
    — Сам Диего Армандо определяет эту фигуру именно так. Верон ведет всю игру, Верон выбирает направление атаки — он ею дирижирует, получая мячи у защитников и развивая движение вперед так, как видит именно он (схема 1). Вся игра строится через него, плюс ко всему он еще может ворваться в свободную зону как четвертый или пятый нападающий. В случае чего, есть Маскерано, который в каких-то моментах может подстраховать партнера и подобрать все мячи, чтобы не было проблем. Так что роль лидера Верону отдана всецело, об этом не стоит даже говорить, поскольку это у всех на  виду.

    — А не было у вас ощущения по ходу игры с Нигерией, что аргентинцам не хватает на поле того же Дзанетти или Камбьяссо, которых Марадона не взял в Южную Африку?
    — Абсолютно согласен с теми, кто критикует Марадону за это. Я уже не раз говорил, что данное решение, на мой взгляд, — большая ошибка тренера. Позиция правого защитника была самым уязвимым местом аргентинцев, угроза воротам приходила именно через эту зону, которую закрывал номинальный полузащитник Гутьеррес. Но, с другой стороны, Марадону тоже можно понять, ведь если брать Камбьяссо, то он должен играть. И все же Камбьяссо — это игрок, который может выполнять роль Маскерано и Верона в одном флаконе.

    — Немало авансов выдавалось перед стартом первенства планеты Анхелю Ди Марии, полузащитнику «Бенфики», который, скорее всего, продолжит карьеру в одном из лучших клубов Европы. Какое впечатление он на вас произвел в матче с Нигерией?
    — В этой игре ему было тяжело, и с его стороны не было замечено каких-то фантастически талантливых действий, но свою работу он выполнял очень старательно. А вот какой-то изюминки я не заметил. Но не забывайте, это всего лишь первая игра, что надо обязательно учитывать. Ну и плюс ко всему, все внимание пока уделяется Месси.

    — Месси не реализовал столько моментов… Только лишь блестящая игра вратаря помешала ему? Или все же есть какая-то усталость, о которой мы уже говорили?
    — Я не думаю, что на его игре сильно сказывается усталость. Забить ему помешала грамотная игра голкипера Нигерии. Ну и, может быть, отсутствие доли удачи, наверное. Потому что мы видели много идентичных моментов в исполнении Лео, когда мячи он клал точно, но всякий раз чего-то самого малого не хватало.

    — Наверняка сказываются на игре Месси и бесконечные сравнения с Марадоной…
    — Да, это, разумеется, тяжелый груз, который будет на нем постоянно висеть. Но на то они и великие футболисты, чтобы играть великие матчи на великом уровне именно под таким грузом.

    — Сборная Аргентины еще до старта тур­нира считалась одним из фаворитов. Матчем с Нигерией она подтвердила этот статус?
    — Если только в какой-то мере. На мой взгляд, аргентинцы все-таки больше «теневые» фавориты, я бы отдал большее предпочтение на этом первенстве испанцам и бразильцам.

    Одемвингие не впечатлил

    — Если говорить о сборной Нигерии, то можно ли сказать, что Ларс Лагербек оправдал свое предназначение антикризисного менеджера, приглашенного специально для того, чтобы добиться каких-то успехов на мундиале?
    — Пока сложно сказать что-то конкретное, ведь чемпионат только стартовал, а у Лагербека было всего пять месяцев, чтобы что-то показать у руля нигерийской команды. С другой стороны, все ожидали, что в стартовом составе появится Питер Одемвингие, а в итоге на поле в основе появился только один центральный нападающий — восьмой номер Айегбени Якубу. Вместе с ним вышли два более молодых игрока, которые, по мнению Лагербека, должны были обеспечить хорошую скоростную работу, чтобы они могли и вовремя отработать в обороне в случае необходимости, плюс — измотать защитников сборной Аргентины, после чего Ларс уже выпустил Одемвингие.

    — И как вам выход нападающего «Локо»?
    — Питер мне не понравился! Точнее, не то чтобы совсем не понравился, а оставил двоякое впечатление. В игру он вошел хорошо, но часто неоправданно передерживал мячи, из-за чего сборная Нигерии не смогла реализовать один очень опасный момент.

    — В составе нигерийцев играли еще двое футболистов из нашего чемпионата. Что скажете об игре Сани Кейты и Чиди Одиа?
    — Кейта делал свое дело, хотя ему, конечно, тяжело было играть против таких «монстров». Но он справился, думаю, со своим делом, в принципе, как и вся команда Нигерии — не дали особо развернуться аргентинцам в атаке. Повторюсь еще раз — убрать бы еще те ляпы, которые они допускали. Тогда Кейта было бы еще легче.

    — От сборной Нигерии можно ожидать какого-то прорыва на этом чемпионате?
    — Нет, я так не думаю, но в то же время в этой группе еще совершенно ничего не решено: и Аргентина, и Южная Корея, и Нигерия будут претендовать на выход до последнего. Первым двум сборным будет полегче потому, что они свои первые матчи выиграли. А вот у Греции, на мой взгляд, шансов очень мало — она показалась пока самой слабой командой в этой группе.

    — Имеет ли смысл предъявлять претензии сборной Аргентины за то, что она во втором тайме откровенно засушила игру?
    — Нет-нет. Чемпионат только начался. Столько всего еще впереди, да и этот матч подопечные Марадоны начали на очень высоких скоростях. А ведь не так просто грамотно распределить силы на весь турнир. Аргентинцы правильно сделали, что попытались в конце матча реализовать тактику «не пропустить», здесь сыграл свою роль определенный прагматизм, который в данном случае, на мой взгляд, совершенно оправдан.

    — Ну и напоследок — как вам новый имидж Марадоны с седой бородкой?
    — Он всегда чем-то удивлял. Так что и здесь остается верен себе на 100 процентов. И, кстати, я впервые увидел его в костюме!


    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»