• Обыграть сильного

    Взгляд Юрия Розанова

    24.01.12 11:11

    Результат

    Серебро молодежной сборной России по хоккею на чемпионате мира в Канаде – результат, на который я до турнира согласился бы сразу. Снедаемые жаждой реванша хозяева. Шведы, бывшие в потенциале лучшими еще год назад. Финны, априори более сильные, чем в Баффало, когда они нас едва не выбили. Это я еще американцев не беру – мне почему-то интуитивно казалось, что ничего у них в этот раз не получится…

    В прошлом году мы свой шанс выгрызли. В этом оставалось либо выигрывать в одну калитку (что невозможно), либо – где-то споткнуться. Споткнулись на последнем этапе. Результат, близкий к оптимальному. Но, когда Гусев не забил, а потом забил Зибанежад, было обидно. Что нам статистика бросков? Мы на нее шли осознанно. И шведы, игравшие на турнире лучше всех, не имели стопроцентных моментов больше наших. Но забили они. Спорт – такая штука. Момент поражения – всегда трагедия. По крайней мере – на день-час-секунду…

    Через два часа после финала я нажал не ту кнопку в лифте, вышел на «шведском» этаже и увидел нападающего Макса Фриберга. На мои поздравления он ответил: «Справедливо, что два года подряд побеждали мы и вы. А кто когда – без разницы. Год назад вы в овертайме терпели до буллитов, а потом нас обыграли. Могло же быть так, что в тот раз мы бы вас дожали, а в этом году вы забили бы в третьем периоде?» Макс подмигнул и исчез. Я понимал его правоту. Но вот так, чтобы сразу легче – не стало.

    В аэропорту перед отлетом столкнулся с защитником Артемом Сергеевым. Мы летели до Франкфурта, он – к себе в Валь-д’Ор. На вопрос, отошел ли он от поражения, Артем сразу ответил: «Пожалуй, да. Вчера спать не мог. А сейчас понимаю: отдали все, что могли. И проиграли команде, которой проиграть не стыдно. Которую мы и свежие не факт, что обыграли бы. Хотя и имели шансы даже после Канады. Это спорт». Точнее не скажешь.

    Команда

    Сборная России не была на этом турнире такой спаянной, как год назад. Но не значит, что была «распаянной». Меня поразила версия некоторых здешних «умников», мол, Евгений Кузнецов был для сборной не только плюсом, но и минусом. Чушь, глупость несусветная. КОМАНДОЙ наша сборная была. Не в меньшей степени, чем шведы, и уж точно в большей, чем канадцы. Другое дело, не росла по ходу турнира так, чтоб это было видно всем. С прошлым годом сравнивать без толку; там жизнь заставила. Здесь же система координат была другая. Меньше было ребят из КХЛ (это проблема, кстати), больше «оттуда». Потому и трудней пришлось Брагину.

     

    Ни разу мы не отыграли 60 минут ровно и со знаком качества. Даже с Латвией первый период был не очень. Зато, зная, что 60 минут «возить» соперника мы не можем, Брагин и тактику менял. И звенья подбирал разные. И искал вариант ударного звена не панически, а так, чтобы этот поиск был виден и самим ребятам. Чтобы и для них это приобретало характер ИГРЫ. Работу Брагина на этом чемпионате я могу назвать почти идеальной. «Почти», потому что одну ошибку он все же допустил. И сам признал: Василевского в полуфинале надо было менять после третьей шайбы. Тогда мы бы легче довели игру и больше эмоций сохранили на финал. Много у нас тренеров, способных прилюдно сказать: был неправ? Быков? Билялетдинов? Не смешите.

    Турнир

    Когда все заканчивается, то вспоминаешь и всегдашние «шаттлы» в любую точку, и полные дворцы… Но, право слово, – это не совсем наше. Канада – вообще единственная страна на свете, в которой национальной идеей является спортивная игра. Потому «вот бы нам так» – не прокатит.

    И не надо. Это значит, что нам пришлось бы отказаться от гандбола и волейбола. От стрельбы и греко-римской борьбы. Да еще ждать, когда у нас хоккей выше политики станет… Не станет ведь, правда? Пускай каждый играет по-своему. Они (канадцы) – работают. Мы – в большей степени балуемся… Так было и будет. И обыгрывать их очень сладостно.

    При этом как организаторы канадцы показали себя весьма «расхлябанно». Крайне бестолковыми были волонтеры, которые в первые дни турнира не могли вчетвером указать дорогу в пресс-центр. Практически демонстративно невнимательно к работе ТВ в Калгари (пока туда не приехала сборная Канады) относились ответственные за это люди. В первый день турнира монитор в комментаторской кабине появился за пять минут до начала трансляции, а телефон не появился вовсе.

    Но это ладно. Команда же наша тоже ездила во дворец, как на выезд, – час дороги на каждый матч. Потому что раскатки в «Сэддлдоуме» вообще были запрещены. Для всех. Катались в холодном дворце, играли в теплом. Тратя время, таская баулы. Раздевалок полно, но своей никому не выделяли. Даже чемпионам мира. Не думаю, что вредили. Просто Канада играла в Эдмонтоне, и другие не интересовали. А еще, без злости, но непреклонно, – как роботы – не давали какой-либо команде привыкнуть ко дворцу настолько, чтоб получить перед Канадой преимущество.

    Если у них в Уфе не будет своей раздевалки – папаша Фазель немедленно будет проинформирован. Это – поведение сильного, согласен. Но как же приятно сильного между делом отлупить.

    Молодежка у нас, в отличие от Канады и Швеции, все же не занимает умы любителей хоккея весь год. Хотя, спасибо Брагину, мы стали интересоваться молодежной Суперсерией и интерес к команде все же «длиннее», чем одна посленовогодняя неделя.

    Но глядите-ка. Билялетдинов в это время в Канаде, но в «другой» – энхаэловской. А президент ФХР – и того южнее. Да, на турнире был Белов, но это же совсем не то же самое… Значит?

    Значит – к Уфе опять готовить сборную тому же штабу. А не всей нашей хоккейной общественности. А если Брагину это станет не только в кайф, но немного утомительно? Или он получит предложение из клуба? А ведь до Сочи останется год. Вы уверены, что вектор в сторону первой сборной еще сильней не сместится? Я вот не уверен… Короче, если мне сейчас предложили бы второе место в Уфе – я согласился бы не задумываясь.

    Чемпионы

    Шведы были лучшей командой чемпионата. Помимо того что у них уже давно работает программа, направленная на то, чтобы – и стилево, и кадрово – команды всех возрастов играли в «одно и то же», они еще здорово добавили в скорости и агрессии. Этакий улучшенный вариант Канады. С доминированием количества бросков над их качеством. И они были быстрее кого угодно. И мощнее. И Канаду, уверен, просто задавили бы.

    Цифирь показывает, что они четырежды пробились через овертайм. Значит – велик искус назвать их фартовыми. Но везет тому, кто везет. Все четыре раза в овертайме они были лучше соперника. Дважды пришлось бить буллиты – забили в сумме четыре из пяти. Потому не только были, пускай и ненамного, лучше всех – еще и больше всех сделали для того, чтоб удача улыбнулась именно им. И они привезут в Уфу больше половины нынешней команды.

    За день до финала я столкнулся в отеле с Пером Мортсом, главным тренером первой сборной Швеции. Работавшим перед этим несколько лет в молодежке (система!). И, пользуясь тем, что мы знакомы со времен ЧМ-2008, я спросил: скольких игроков из этой команды он видит кандидатами в Сочи? «По меньшей мере трех-четырех, – ответил Пер. – Однако извините, Юрий, имена я сейчас вам не назову. У нас тоже есть свои маленькие секреты». И улыбнулся…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»