• Новый рубеж

    17.01.13 00:42

    Вполне возможно, именно сейчас, во второй половине января, и решается кубковая судьба СКА. После того как армейские ряды в числе прочих уехавших за океан энхаэловцев покинул основной голкипер Сергей Бобровский, вратарская проблема стала головной болью клубного менеджмента. Без надежного и стабильного вратаря в плей-офф не выжить, так что ошибка при выборе нового стража ворот смерти подобна. При всем уважении к сменщику Бобровского Илье Ежову, делать ставку на одного только малоопытного вратаря — огромный риск.

    Парккила против Соколова

    Как бы то ни было, роль Ежова в СКА все равно серьезная. Доказано на практике: даже самый звездный вратарь — вроде Брызгалова, Ринне или Набокова — не гарантирует успеха. И дело тут не только в акклиматизации и привыкании к другому формату площадок. Куда важнее, чтобы стиль вратаря подходил команде, а полевые игроки, в свою очередь, помогали своему стражу. Даже в наши дни, когда практически все киперы действуют в схожей манере — «баттер­фляй» или комбинированной, — нюансы в их игре определяют многое. В этом плане один из последних приверженцев классического вратарского стиля — стендапа — Максим Соколов тоже потихоньку перестраивается — идет в ногу со временем. Однако точек соприкосновения с тренером вратарей СКА Юсси Парккилой, пропагандирующим «баттерфляй», у Максима немного. Трудно сказать, может ли вообще Парккила чему-то научить призера чемпионатов мира! Для Соколова во вратарской науке секретов нет. И потом, полностью переучиваться 40-летнему Максиму уже поздно. В общем, Парккиле с Соколовым работать было бы не очень комфортно — во всех смыслах. Так что Максим если и вернется в СКА, то не подопечным финна, а его преемником. И произойдет это не раньше лета.

    К слову, судьба Парккилы в армейском клубе напрямую зависит от того, как вратарская бригада СКА выступит в плей-офф. Если снова провалятся питерские киперы в Кубке Гагарина — голова «горячего парня» полетит с плеч. Если же Юсси даст менеджерам СКА правильный совет и затем хорошо подготовит вратарей, безбедная старость ему обеспечена. Того же Ежова именно Парккила грамотно подвел к «основе». Правда, по мнению Сергея Черкаса, финн Илью для СКА открыл, загубив при этом Штепанека. Да и Соколова сплавил.

    С другой стороны, как признавался Сергей Бобровский, хорошо заиграть в Петербурге ему помог как раз Парккила. Вот только показатели Сергея резко пошли в гору лишь с приездом на берега Невы другого финна — Юкки Ялонена. Когда же рулевым был Ржига, сотрудничество Бобровского с Парккилой не выглядело таким уж эффективным.

     

    Думается, при Ялонене должны улучшиться в СКА и показатели Ильи Ежова. Если стиль Сергея ближе к комбинированному, то Ежов — выраженный «баттер­фляйщик». Часто опускается на колени, перекрывая весь низ, — порой в ущерб подвижности и защите верхних углов «рамки». Бобровский же играл более универсально, грамотно выбирая позицию, поэтому ключик к нему форвардам соперника подобрать было сложнее.

    Статистика против Ежова

    Как ни крути, уехавший в «Коламбус» Сергей сегодня — вратарь более высокого уровня, чем Илья. Однако и Ежов прогрессирует. Работа с Парккилой и Бобровским, приход Ялонена и новый опыт — все это позволяет утверждать, что в предстоящем плей-офф Ежов, если ему доверят «рамку», сыграет сильнее, чем в прошлом. В Кубке Гагарина — 2012 Илья провел три матча — при коэффициенте надежности 2,16 и 91,3% отраженных бросков. Кстати, точно такой же процент у Ежова и в текущем первенстве, но в нем Илья большинство встреч провел при Ржиге. Под началом же Ялонена, не считая вчерашней игры в Риге, Ежов отработал в трех матчах — в Хабаровске, Казани и Уфе. Зарипов и компания Илью раскусили, а вот против менее мастеровитых нападающих «Амура» и «Салавата» Ежов выдавал более 93% сейвов. Предположим, что под конец «регулярки» Илья достигнет-таки «гроссмейстерского» показателя 92 процента. Александр Юдин, например, считает, что, если вратарь тащит «свои 92», команда должна побеждать. Все так, если только в плей-офф в «рамке» напротив не окажется волшебника — вроде Кошечкина или Барулина, — способного отражать еще больше.

    Таким же колдуном при Ялонене предстал Бобровский, в четырех последних матчах за СКА оформивший три «сухаря». Ежов же у финна пока что меньше двух не пропускал, но, повторимся, в ближайшее время наверняка улучшит персональные цифры.

    Но плей-офф — история особая. Тут совсем другое напряжение. Гораздо выше здесь и роль вратарей — в кубковых битвах 92% может и не хватить. Для сравнения: в прошлогоднем Кубке Гагарина вратарь чемпионов, московских динамовцев, Александр Еременко отражал 94,3% «выстрелов», годом ранее Эрик Эрсберг, добывая золото для Уфы, отбил 93,3%, а в плей-офф-2009/10 тогдашний казанский триумфатор Петри Веханен остановил 93,7% вражеских бросков. Ежов же аналогичный уровень непробиваемости демонстрирует только против середнячков и аутсайдеров, а в Кубке, как известно, слабакам места нет.

    Вывод напрашивается один: надеяться на то, что Ежов прыгнет выше головы, глупо. Значит, кровь из носу нужно приглашать проверенного, маститого вратаря. Собственно говоря, руководство СКА уже подтвердило: клуб обязательно укрепит последний рубеж. Конечно, о Кошечкине и Барулине остается только мечтать. Выбор нынче невелик — из голкиперов команд, пролетающих мимо плей-офф. Основных кандидатов на вратарское место в СКА двое — Михаил Бирюков из «Югры» да «витязь» Иван Касутин. Они практически идентичны по габаритам (Бирюков — 183 см, 93 кг; Касутин — 182 см, 93 кг), при этом 26-летний Иван на год моложе Михаила. Ежов — ровесник Касутина — будет повыше (187 см). Рост для вратаря, — особенно играющего в «баттерфляе», — важное преимущество. Взять, к примеру, двухметрового Кошечкина — стоя на коленях, он перекрывает практически весь створ ворот.

    Касутин против Бирюкова

    Касутин же недостаток роста компенсирует выносливостью и работоспособностью. Измотать Ивана практически невозможно. Обычное дело: отражая по сорок бросков за матч, он не теряет свежести даже в самые напряженные минуты. Ценное качество для плей-офф с бесконечными овертаймами. Да и при игре в меньшинстве, когда нагрузка на вратарей выпадает колоссальная, Касутин держится огурцом. Обладает чемпион мира среди юниоров 2004 года и приличным кубковым опытом: так, в плей-офф-2010 он, защищая цвета скромного «Нефтехимика», был лучшим по проценту отраженных бросков и коэффициенту надежности. Блестяще играет Иван и в текущем сезоне: выступая за одну из слабейших команд лиги, чеховский «Витязь», он отражает 92,9% бросков. В СКА, оборона которого сейчас в полном порядке, опытный страж, надо думать, добавит еще процентик. Вратарской «высоты 94», как показывает практика, для завоевания Кубка Гагарина вполне достаточно. И хотя последние три недели Касутин пропустил из-за травмы, уже в ближайших встречах он должен вернуться в строй.

    Михаил Бирюков, спору нет, вратарь более именитый. Ни много ни мало двукратный чемпион мира! К тому же для спортивного Питера его имя и фамилия — славные и родные. В далеком 1984 году тезка, однофамилец и коллега Бирюкова по амплуа — только не хоккейный, а футбольный вратарь — помог «Зениту» завоевать первое в истории чемпионство. Если и СКА возьмет свое первое золото с Михаилом Бирюковым, сюжетный поворот выйдет красивый — на зависть Голливуду!

    «Коронка» кипера «Югры» — выбор позиции и опыт. Вот только в последние годы Бирюков в плей-офф неизменно проваливался (2011 год — 85,7%, 2012-й — 87,9%). Да и в текущей «регулярке» в отличие от предыдущего гладкого чемпионата Михаил не радует (90,7%). Помимо всего прочего, его «Югра» все еще сражается за крайнюю на «Востоке» кубковую путевку, а потому, вероятно, не захочет расставаться с вратарем. Наконец, против Бирюкова говорит и его нынешний статус. В этом сезоне в «Югре» он отнюдь не первый номер, а лишь сменщик Эдгарса Масальскиса.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»