Как стало известно ТАСС, Норвегия внесла в повестку заседания конгресса Международного союза конькобежцев (ISU) предложение об изменении возрастного ценза. Речь идет о поднятии минимального возраста выхода во взрослые соревнования в женском одиночном катании до 17 лет. Сейчас среди взрослых можно кататься уже в пятнадцать.
В России инициативу норвежцев восприняли в штыки: у нас хотят отобрать золотые медали. С 2014 года, то есть, 7 лет подряд, чемпионками Европы неизменно становятся россиянки (Липницкая, Туктамышева, Медведева – дважды, Загитова, Самодурова, Косторная). Чемпионками мира на последних пяти турнирах четыре раза становились россиянки (Туктамышева, Медведева – дважды, Загитова). На 12 последних чемпионатах мира среди юниоров россиянки выиграли 10 золотых медалей (Леонова, Сотникова, Липницкая, Радионова – дважды, Медведева, Загитова, Трусова – дважды, Валиева).
Красноречивые показатели, не правда ли? Поэтому наш отечественный бомонд, узнав об инициативе норвежцев, сразу пошел в контрнаступление. «Норвежец-фигурист – такого понятия нет. Пусть они сидят и не чирикают», – Татьяна Тарасова. «У великолепных норвежцев есть прекрасные астматические препараты, с помощью которых они выигрывают Олимпиады и чемпионаты мира в лыжных гонках, и с этим ничего сделать не могут. Все, что сейчас лучшее, есть в России, и все увидели, что у них шансов нет никаких, поэтому начали что-то придумывать», – Александр Жулин.
Норвегия в фигурном катании, действительно, не имеет веса. Прошли времена, когда Соня Хени выигрывала три Олимпиады, 10 чемпионатов мира и 6 чемпионатов Европы! Да, было и такое в конце 20-х – середине 30-х годов прошлого века. Но действуй тогда новая инициатива норвежцев, и Хени не досчиталась бы большого количества трофеев! Потому что свой первый титул чемпионки мира она выиграла в 14 лет и 9 месяцев, а олимпийской чемпионкой впервые стала в 15 лет и 9 месяцев.
Сейчас у Норвегии нет фигуристов высокого уровня, поэтому можно, хоть до 17, хоть до 27 лет повышать возрастной ценз. Сильнейшbvb из действующих спортсменок до недавнего времени считалась сестры-близнецы Анне-Лине и Камилла Гьерсем. Результаты Анне-Лине на чемпионатах мира – 32-я, 22-я, 17-я, 26-я, 34-я, 33-я. Результаты Камиллы на чемпионатах Европы – 34-я, 21-я, 33-я. Уровень.
Поэтому и «бомбит» у россиян. Ведь повышение возрастного ценза до 17 лет после Олимпиады-2022 означает, что мы увидим во взрослых соревнованиях, пожалуй, сильнейшую юниорку мира на данный момент – Софью Акатьеву – только осенью 2024 года. Интересно и, как будут рассматривать ситуацию Камилы Валиевой, главной надежды России на Олимпиаде-2022. На момент Игры в Пекине ей будет 15 лет и 9 месяцев. Если изменения в правилах ISU вступят только после Олимпиады, то на Играх-2022 Камила выступит, а с сезона-2022/23 вернется в юниоры и будет ждать, пока ей не исполнится 17 лет? Или 17 лет будут ждать только те, кто к моменту введения новых правил не успеют перейти во взрослые соревнования?
Любопытно, что не все в России однозначно против норвежской инициативы. Выступает за изменение возрастного ценза, например, президент Федерации фигурного катания Петербурга Сергей Чопозов. Об этом он рассказывал «Спорту День за Днем». Если вкратце, то его главный посыл – увеличение продолжительности карьер фигуристок, чтобы они не уходили из спорта уже в 17 лет, выиграв крупнейшие турниры. Это позитивно должно сказаться и на здоровье, когда 12-летних девочек не будут заставлять учить элементы ультра-си, что может привести к травмам.
Однако поддержки в кругах Федерации России у Чопозова нет. И Александр Горшков, и Валентин Писеев выступают однозначно против. Зачем резать курицу, несущие золотые яйца? Если ученицы Этери Тутберидзе дают результаты, то их не стоит искусственно ограничивать. Скажется ли гонка за медалями на здоровье девушек – предпочитают пока не думать.
Если что-то однозначно и смущает в норвежской инициативе, так это избирательность. Там почему-то предлагают увеличить возрастной ценз только в женском катании. Предположим, девушки – действительно более хрупкие создания, нежели мужчины. Но почему не ведется речь о парном катании и танцах на льду, где девушки также могут травмироваться?
Не лучше ли в таком случае увеличить количество соревнований, создав иную возрастную градацию: юниоры 11-14 лет, девушки-юноши 15-17 лет и взрослые с 18 лет. Возможно, это стало бы выходом и примирило враждующие стороны.
Читайте также
Загитовой нельзя заканчивать карьеру. Гран-при России наглядно это показал