• Никто, кроме Кройфа

    Разговоры с Сергеем Галицким как попытка осмыслить философию «Краснодара»

    03.06.15 19:31

    Никто, кроме Кройфа - фото

    Фото: ФК «Краснодар»

    — Вы знаете, — сказал Галицкий, — я до сих пор боюсь, что мы можем вылететь из премьер-лиги.

    Я вытаращил глаза и посмотрел на него с изумлением. Это было в начале прошлого сезона. «Краснодар» совсем не был похож на тот клуб, которому могло грозить расставание с нашим элитным дивизионом.

    Хотелось спросить — не подшучивает ли он сейчас надо мной. Но я понимал, что он не шутит.

    — Я так эмоционально смотрю футбол, что даже часто ухожу со стадиона до финального свистка. Боюсь, что мы проиграем.

    Я слушал и не знал, что подумать. «Таких президентов больше нет», — думал я. В России уж точно. Как и многие коллеги, я общался с глазу на глаз с Гинером, Мутко, Ахметовым, Смородской, Ткаченко — очень разными и очень яркими людьми. Но никто из них не начинал разговор с вопроса о том, какая из двух команд мне симпатичнее — «Барселона» или «Реал»?

    Никто из них не говорил с такой откровенностью о своих чувствах и эмоциях. И никто кроме него не разбрасывал по разговору фамилии и клубы, чтобы по ним можно были идти, как мо меткам — в попытке лучше понять президента самого нетипичного клуба России.

    ***

    Не так давно в академию «Краснодара» прилетал Пеле. С очень коротким выставочным визитом. Воспринятым с предсказуемой реакцией — была возможность показать мальчишкам легенду футбола, решили не отказываться от этого шанса. Наверняка для самого Галицкого этот выбор был более важным, чем для детей, растущих на совершенно иных героях.

    Может быть и так. Если только не знать его отношение к подобным историям.

    — У Керимова была мечта купить Роберто Карлоса, это был кумир его молодости. Перед вами что-то такое маячит конкретное, осязаемое? Не просто, чтоб все хорошо шло и развивалось, а вот есть ли у вас какая-то потаенная мечта? Пригласить Моуринью, условно говоря. Но из конкретных действий.
    — Нет. Из всех футбольных персонажей, которые были в истории, мне нравится только один, который, наверное, правда, является моим кумиром что ли. Йохан Кройф. Я не видел его как футболиста, только видео, маленький был. Но все его слова, все то, что он произносит, то, что он сделал в «Барселоне», — это вызывает невероятное уважение. Я думаю, что в футболе очень мало мыслителей. Кройф — мыслитель, и это очень интересный человек, жалко, что его сегодня мало в прессе, жалко, что он мало высказывается, жалко, что он мало вообще что-то говорит о футболе. Это человек, который у меня вызывает невероятное уважение.

     

    (Интервью Галицкого программе «Истории футбола»)

    ***

    Когда я услышал это признание, стало яснее — по какому пути идет «Краснодар». Любовь к шахматам, которые являются обязательным школьным предметом в клубной академии. Реализуемое желание сделать «быков» открытым и привлекательным клубом — через игру, через любовь и уважение к своему зрителю. Ориентир на Кройфа как на мыслителя в футболе. Все это можно назвать реализацией создаваемых возможностей в благоприятной среде.

    Поэтому я не удивился их «бронзе» — первым медалям в истории клуба. Как и тому, что Смолов, имея возможность свободного выбора этой весной, решил пойти именно в «Краснодар». В который, возможно, опять вернется Широков, чья аренда только что закончилась. 

    Мамаев, Широков, Смолов, Быстров, Измайлов — Галицкий в последнее время охотно берет себе сложившихся игроков, чья карьера по каким-то причинам переставала идти по восходящей. Тех, про кого говорят — талантливые, но сложные. Но никто из них в «Краснодаре» не взбрыкнул. По крайней мере так, чтобы это перешло какие-то границы и стало известно если не прессе, то хотя бы футбольному миру.

    ***

    Я сомневаюсь, что это сейчас случится — в силу разных причин — но совершенно не удивлюсь, если в Краснодаре летом окажется Кержаков или Аршавин. Я, в принципе, уже ничему не удивился бы. Разве только, если снова однажды услышу от Галицкого слова о том страхе вылететь. 

    Какой-то нетипичный клуб для России. Стремительно, но поэтапно растущий. И по-прежнему не вызывающий ощущения, что он уже уткнулся в потолок своих возможностей. Именно как клуб. Команда-то точно не уткнулась.

    — В футболе у вас следующего какого-то шага реального не намечено?
    — Нет. Вы не понимаете, в футболе надо получать удовольствие. Вы думаете, что у бизнесмена может быть прописана игра, как типа плана, куда двигаться. Да я не хотел в Лигу Европы выходить, я хотел бы привести Лигу Европы на свой новый стадион, если получится. Вот получилось — вышли. Не получилось бы, не вышли бы. Футбол нужен для того, чтобы получать удовольствие, а не для того, чтоб планировать, что ты там где займешь. Получится занять, сыграл хорошую игру — после этого уже хочется, чтобы она еще и с результатом хорошим была, но прежде всего хочется сыграть хорошую игру. Чтобы это было завораживающе, чтобы 90 минут ты не мог оторвать глаз.

    (Интервью Галицкого программе «Истории футбола»)

    ***

    Мне кажется, что мы «Краснодар» сейчас немного переоцениваем. И при этом — что недооцениваем тоже. Лучше выразить эту мысль пока не получается. 

    Вероятно, следующий сезон поможет с более точной формулировкой. Во всех предыдущих «быки» обязательно делали серьезный шаг вперед. Шагнуть вперед после бронзы — значит попасть в Лигу чемпионов. Все к этому вроде бы готово, осталось узнать — готов ли сам «Краснодар». Клуб, который пока не знает, что такое отступать и после этого сделать новый шаг вперед. Как это получилось в только что закончившимся сезоне у «Зенита», а перед этим — у ЦСКА.

    Больше историй от Ильи Казакова


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»