(Фото: РИА «Новости»)
В Питере есть фигуристка номер один — Елизавета Туктамышева. Именно на нее в первую очередь будет рассчитывать город на Олимпиаде в Сочи. Но справедливости ради заметим, что некоторые поклонники фигурного катания отдают предпочтение другой питерской фигуристке — юной красавице Николь Госвияни. Она изящна и скромна. И тоже претендует на поездку в Сочи. Семнадцатилетняя спортсменка рассказала «Спорту День за Днем», как ей пришлось отказаться от музыки, но не от рояля, а также поведала, что почти написала «Войну и мир».
Могу показать душевные переживания
— В этом сезоне вы очень изменились, повзрослели…
— Спасибо, смотрела свои записи, но я сама очень много себя критикую, очень много пока у меня недостатков. Я их вижу, и их надо исправлять. Отмечу и положительные стороны: у меня стало более сильное катание, скоростное, взрослое. Я над всем этим усердно работаю.
— С каким настроем подходите к московскому этапу Гран-при, который пройдет в ноябре?
— Для меня это впервые. На взрослых этапах Гран-при я не выступала. И я хочу все увидеть, посмотреть на всех сильнейших фигуристов. Но я еду туда не в каком-то «забитом» состоянии, мол, вот, так много знаменитых спортсменов… Я хочу получить опыт, мне интересно выступить с ними, посоревноваться. Так что мандража нет, но я уверена, что он будет (улыбается). Мне, конечно, всегда хочется занимать высокие места, но сейчас в первую очередь есть желание показать себя. Это очень серьезный старт, серьезный шаг.
— Будут ли меняться ваши программы в этом сезоне, может быть, что-то будете усложнять?
— Нет, пока ничего менять не будем. Мне очень нравятся мои новые программы. Поначалу, честно говоря, мне было очень трудно. Музыку я про себя чувствовала, мне хотелось эмоции выплеснуть, но я не знала как. А сейчас, когда программы обкатаны, я уже понимаю, где могу показать душевные переживания.
Под современную музыку нельзя раскрыть душу
— Вы окончили музыкальную школу по классу фортепиано, когда вы все успеваете?
— (Смеется.) Не знаю! Но мне очень мама помогла. Потому что, честно сказать, последние два года мне было очень трудно. Как говорили учителя, к музыке у меня талант, и я даже принимала участие в музыкальных конкурсах, премии получала. В один прекрасный момент педагог сказала, что дальше нужно выбрать: либо музыка, либо спорт, потому что невозможно угнаться за двумя зайцами. Ну, естественно, я выбрала спорт. Музыкальная школа последние годы была каторгой, надо было по пять часов после тренировок сидеть дома за инструментом, мне было так скучно, так не нравилось. Но сейчас, хотя у меня и нет времени играть, пусть очень редко, по настроению, с определенными эмоциями я сажусь за рояль. Очень благодарна маме, спасибо ей большое, что заставила меня окончить музыкальную школу.
— Музыкальное образование помогает вам в спорте, ведь фигурное катание немыслимо без музыки?
— Не знаю, может быть, но есть люди, которые не занимались в музыкальной школе, но у них внутри этот дар слышать музыку. Как с этим у меня? Трудно сказать, я пришла на каток в три года, а музыкой начала заниматься в шесть. И в шесть как раз начались первые программы, так что у меня эта связь музыки с фигурным катанием всю жизнь была.
— А танцами серьезно никогда не занимались? Сейчас многие спортсмены приглашают для работы хореографов разных направлений: джаз, модерн.
— Нет, серьезно не занималась, но мне бы так хотелось! Я так люблю танцевать! У нас есть занятия по классическим, настоящим танцам, это полезно. Возможно, кто-то придерживается другого мнения, но я считаю, что классика — это основа. Она развивает все группы мышц. Помогает держать спину. Тело становится пластичным, координация движений улучшается. И только потом, когда ты освоишь классику, можно попробовать другие направления.
— Вы и музыку предпочитаете классическую?
— Я знаю, конечно, современную музыку, но очень люблю слушать классику. Сейчас, к сожалению, люди редко слушают классические произведения. Но когда я это делаю, у меня ощущение, что внутри все очищается. И мне сразу так хорошо и спокойно. И на льду я люблю кататься под классическую музыку, я ее чувствую. То есть я, конечно, слушаю и танцую под современную, но под нее не получается раскрыть душу.
Иногда полезно бить себя по ногам
— Ваш тренер Алексей Урманов разделяет ваши вкусы?
— Да, мне повезло, мы полностью понимаем друг друга.
— Как вы настраиваетесь перед выходом на лед на соревнованиях?
— По-разному, но обычно, если очень нервничаю, стараюсь сама себя успокоить, проговорить про себя все движения, всю программу. Вспомнить, как все делала на тренировках, сделать разминочные движения, иногда побить себя по ногам, это помогает сбросить напряжение.
— А что Алексей Евгеньевич говорит вам перед прокатом?
— Вы знаете, я даже не помню. Он говорит правильные вещи, настраивает на прокат, я все это понимаю и слушаю, и ровно на прокат этого хватает. Потом я ничего не помню, даже как-то хотела специально вспомнить, но нет. Мне кажется, и у него так же (улыбается). Тренер и спортсмен — это одна команда.
— У вас и на тренировочном костюме вышита надпись Urmanov team.
— Да (улыбается). И когда спортсмен ошибается, тренер не виноват, виноват спортсмен. И он не должен бояться, он должен понять, в чем ошибка, что неправильно. Исправить. Алексей Евгеньевич, в принципе, всегда спокойный, что мне нравится. Я люблю спокойных людей, мне тяжело с нервными. Но в какие-то моменты на меня нужно накричать. У меня бывает такой ступор или вялость, лень, но это у всех бывает. В такие моменты мне просто нужно, чтобы на меня накричали, встряхнули, взбодрили. Мы уже пять лет вместе, привыкли друг к другу, хорошо, когда человек тебя знает и ты знаешь человека. Для меня очень важны человеческие отношения. Это самое главное, чтобы у спортсмена и тренера были нормальные человеческие отношения. Это основа. Я с тренером могу говорить не только о работе, о каких-то спортивных успехах. Могу поговорить и о своих переживаниях, проблемах, и мне легче становится. Например, перед стартом не будешь звонить маме, она тебе не поможет. Тренеру надо доверять. Иначе работы не будет.
Наш вид спорта — не для судей
— Любите, когда на трибунах много зрителей?
— Очень люблю, мне это помогает. Мне важно, когда полный зал и зрителям нравится твое катание. Когда мало людей, очень тяжело кататься, ты не понимаешь, для кого это все. Мы же все равно катаемся не для судей, а для зрителей. Наш вид спорта показательный, это представление, ты как на сцену выходишь.
— Как расцениваете шансы в борьбе за олимпийскую путевку?
— Надо работать! У меня есть цель, и она основная. Нужно к ней идти, нужно работать, впереди еще столько стартов перед Олимпиадой, так что не надо зацикливаться и постоянно думать: «Я должна попасть на Олимпиаду». Просто буду стараться и работать.
— У вас такой насыщенный график, старты практически каждые две недели, не боитесь перегореть, устать?
— Для меня это хорошо. Я люблю, когда много стартов, потому что от старта к старту психологически, физически даже становится легче. Для меня важно, чтобы постоянно была практика, нарабатывался опыт.
Как ни странно, образование помогает в спорте
— В этом году вы окончили школу и поступили в У ниверситет Лесгафта, как совмещаете учебу с тренировками?
— Сейчас пишу реферат. Мне досталась тема: «Великие тренеры Санкт-Петербурга». Я столько узнала! Я писала реферат и понимала, что надо как-то сокращать, объем реферата не может быть как «Война и мир» Толстого, а я не могу никого из тренеров вычеркнуть и не упомянуть! Я не могу, это невозможно, и пишу про всех, потому что это все великие люди. Так что я получаю задания, созваниваюсь со старостой группы и все стараюсь выполнять. Я серьезно к этому отношусь. Хотя очень сложно все успевать, иногда так устаешь, что уже ничего не запоминаешь, но я стараюсь. Образование очень важно и помогает в спорте, как ни странно. Надо быть умным человеком.
— В перспективе вы видите себя в качестве тренера?
— Думаю, да, я четырнадцать лет в фигурном катании, точно не смогу без спорта жить.
— Вы уже чувствуете себя членом элиты фигурного катания?
— Я буду работать для того, чтобы закрепиться там. Я чувствую, что это место мое.