Люди в России еще только привыкали к тому, что «Лейпциг» – никакой не «Лестер», а «пластиковый» клуб уже смахнул «Зенит» с дороги в Лиге Европы – 2017/18. Много усилий тогда немцам не понадобилось – даже при Ральфе Хазенхюттле, которого руководство RBL сочло по окончании того сезона более не перспективным, по игровым идеям и исполнению они были на целую эпоху впереди команды Роберто Манчини. Но есть основания полагать, что нынешний «Зенит» может выступить иначе, поступь при Сергее Семаке слегка изменилась. Об этом отчасти говорит и смена локации в Лейпциге: из маленького неприметного отеля сине-бело-голубые переехали туда, где останавливаются перед матчами с RBL «Бавария» и дортмундская «Боруссия», а сборная Германии жила накануне встречи с Россией в ноябре 2018-го.
4-й раз за два года приехал в Лейпциг @ivan_zhidkov
Спорт День за Днем (@sportsdailyru) October 21, 2019
В отличие от 2018-го с Манчини, его ждет гонка двух машин@RBLeipzig_Fr @zenit_spb pic.twitter.com/yKRLMmJjUC
Убрав Хазенхюттля, «Лейпциг» дал порулить своему главному конструктору Ральфу Рангнику, который, вернув клуб в Лигу чемпионов, снова стал «самым главным начальником» и уступил место жадному до прогресса Юлиану Нагельсманну, явно по какому-то недоразумению (а может, из природной недалекости) не ставшему дожидаться свободной вакансии в «Спартаке». Собственно, о переезде Юлиана в Лейпциг было известно заранее – тренер готовил «Хоффенхайм» к сезону-2018/19, и все знали, что это в последний раз.
Стратегические планы «Лейпцига» и Нагельсманна совпадают идеально. Во-первых, при любом тренере не менялось стремление «быков» к скоростям компьютерного футбола, что полностью отвечает философии Юлиана. Владение мячом и агрессивное нападение – этот вектор задал Ральф Рангник и, кстати, за последний год работы тренером сильно улучшил первый аспект, дававшийся при Хазенхюттле хуже, чем атаки с ходу. Во-вторых, если «Лейпциг» тянется к своему первому чемпионскому титулу (в клубе отводят на достижение этого успеха четыре года), то и Нагельсманн ставит перед собой задачу наконец-то разжиться трофеями, а не просто нравиться всем вокруг за прогрессивные взгляды. «Мне сложно зазвездиться, хотя мне приятно читать о себе лестные отзывы – признался Юлиан в недавнем интервью Kicker – Брат моей жены – инженер, работает в компании, которая производит экологичные упаковки. И он совершенно точно приносит миру больше пользы, чем я, который, скажем, никогда не был силен в математике. В конце концов, я должен что-то выиграть как тренер».
Нагельсманну приходится работать над сменой статуса под постоянным наблюдением Ральфа Рангника, человека, успешного во всем, за что берется, и от этого всегда критичного. Давление молодой тренер, несомненно, чувствует, в «Хоффенхайме» с этим было куда легче. Нагельсманн признается: даже к езде на автомобиле по Лейпцигу пришлось привыкать после жизни посреди лесов и полей в Зинсхайме.
К октябрю уже можно заметить: разработать авторский шрифт у Нагельсманна пока не получается. Легко перекусываемых соперников, которые подставляются сами, как «Бенфика» (2:1 в Лиссабоне), «Лейпциг» бьет без всякой жалости. Но с командами, которые «в порядке» – как «Бавария» или «Шальке», валится даже на своем поле. Мюнхен должен был до перерыва снимать все вопросы, но не реализовал уйму моментов и пропустил гол из ничего (1:1), а тренер «Шальке» Давид Вагнер сыграл полуперсонально и выиграл у Нагельсманна тактически, уже без оговорок – 3:1. Сложности вызвал и последний матч с «Вольфсбургом». Тренер попробовал Нкунку и Саракки на левом фланге, но они больше тайма искали взаимпонимание. В пару к вытыкающему мячи Лаймеру в середину вышел Демме, но он как будто стал опускаться к Западу. Поульсен, притягивающий мячи магнитом, получил болезненный удар и совсем усреднил уровень мастерства. Пришлось победу выгрызать Вернеру, который уже не только бежит и на скорости ставит корпус, но и бьет с первого-второго касания. Лейпцигский Fussball Gott многое сделал для минимальной победы, но решающий момент «Вольфсбурга», как и «Шальке», полуперсонально разобравший соперника, пришел, как вы понимаете, слева.
«Лейпцигу» не хватает стабильности не только в результатах, но и по ходу матчей. Например, выжив до перерыва с «Баварией» (изначальная схема 3-5-2), команда смогла завладеть преимуществом после отдыха, перестроившись на 4-2-2-2. Также «быки» то газовали, то тормозили с «Лионом». Но во всех неудачных матчах неизменно было одно: соперники привыкли ловить игроков «Лейпцига» на ошибках в первые минуты, открывать счет и далее уже действовать со стратегической инициативой.
😱 Euer Emoji für diese Tabelle! pic.twitter.com/tPRn1uMMqF
RB Leipzig (@DieRotenBullen) October 20, 2019
Самое неприятное, что чужие команды уже смекнули, на что именно давить. Иностранные игроки, включая молодых французов, пришедшие в клуб летом, пока плохо говорят и понимают по-немецки, что мешает не только коммуникации на поле, но и тренировочному процессу. «У нас много хитрых упражнений, которые требуют смекалки и оперативного реагирования. Кроме того, мы рассылаем игрокам видеофрагменты с замечаниями в виде титров на немецком», – рассказал Нагельсманн Kicker. Сам он, кстати, в иностранных языках не слишком силен – клуб стал заложником своей же идеологии интернациональной компании?
Из-за языковых проблем и недостатка практики, тянущегося с прошлого сезона у некоторых игроков, «Лейпциг» пока не может позволить себе достаточно глубокую ротацию при игре на два фронта. Пока «Зенит» удушал «Бенфику», из Лейпцига приходили странные новости: немцы пропустили от «Лиона» один мяч, затем другой и в итоге проиграли команде, которая через три дня уволила своего главного тренера Силвиньо. Результат сочли сенсацией, а по дороге в пресс-центр «Газпром-Арены», каждый раз напоминающую путешествие к центру Земли, искали объяснение. «Да ''Лейпцигу'' не повезло! У них такие моменты были, а голы сами подарили», – выведенная в итоге формула объясняла, казалось бы, все.
Стоило пересмотреть матч целиком, чтобы узнать неожиданное: «Лион» оказался блестяще готов к игре. Во всяком случае, настолько, чтобы при должном везении сыграть на победу. Сдержанным прессингом, начинавшимся между центром поля и подступами к штрафной, французы перекрыли диагональные передачи крайних защитников в середину, заставили нервничать своих соотечественников Упамекано (у него есть вредная привычка – перед первым пасом все время пробрасывать себе мяч на метр) и Конате за счет возросшего объема действий и вынудили тех ошибаться – идеальное прочтение и применение философии самого Нагельсманна. Экономичная победа «Лиона» спутала карты в группе, развенчала претендента в фавориты и подсказала «Зениту», что у «Лейпцига», в отличие от мрачной весны 2018-го, можно попробовать забрать все шесть очков.
Собственно, Нагельсманн был тем, кто не испытывал иллюзий после того, как стали известны результаты жеребьевки группового турнира.
– Всегда хочется играть против громких имен, но реакцию на нашу жеребьевку считаю несправедливой и неуважительной по отношению к нашим соперникам. «Бенфика» постоянно – и успешно – участвует в Лиге чемпионов и Лиге Европы, то же самое можно сказать о «Зените» – он регулярно выступает в еврокубках. У «Лиона» множество талантливых молодых игроков. Будь мы «Реалом», наверное, сказали бы: «Да, это не слишком привлекательная группа». Но для «Лейпцига» великолепно уже то, что мы участвуем в Лиге чемпионов. И в нашей группе успех сам по себе не придет, – заявил он.
Нагельсманн считает своим главным недостатком нетерпеливость, но в Лейпциге ему помогут с этим бороться. RBL по своему ДНК (бывает не только у «Спартака») также нетерпелив и пришел в футбол с ярко выраженными замашками завоевателя. Но Юлиана, несомненно, научит мудрости, которая так необходима тренерам для больших побед. И Ральф Рангник не собирается играть в чокнутого профессора – Нагельсманна он знает с тех пор, как лично строил «Хоффенхайм», а тот работал тренером юношеской команды. Ральф наверняка услышит, что не все позиции в составе соответствуют запросам мальчика, но и это решаемо.
Во-первых, у «Лейпцига», клуба с десятилетней историей, как ни странно, есть уважение к традициям. В команде есть сразу несколько игроков (включая Юсуфа Поульсена), прошедших с ней подъем из второй лиги, а Диего Демме и Лукас Клостерманн – даже из третьей. Они, а также другие долгожители вроде Забитцера, Ильзанкера, Хальстенберга и так далее – не просто флаги в ленинской комнате, а твердые представители костяка состава и футболисты национальных сборных. И стали ими как раз в Лейпциге.
Подписывая с футболистами контракты на пять лет, RBL делает это не для выгодной перепродажи. Более того, совершенно не собирается избавляться даже от таких очевидных активов, как Эмиль Форсберг и Тимо Вернер. Переподписание договора с Вернером, который якобы должен был уйти не то в «Баварию», не то в АПЛ, – само по себе стало мощнейшей пиар-компанией серьезности намерений не только в плане достижения результатов, но и создания клубной культуры, в которой противники «Лейпцига» (подавляющее большинство немецких клубов, журналистов, фанатов) ему отказывают.
Второй момент – стоит обратить внимание, с какими игроками Нагельсманн пробивался в квалификацию Лиги чемпионов с «Хоффенхаймом», пусть его и бил там «Ливерпуль». Кевина Фогта отцепили, как ржавый якорь, от полузащиты «Кельна», но Юлиан нашел ему место в центре обороны. Второй в тройке – бывший брауншвайгский авантюрист Эрмин Бичакчич. Третий элемент – Бенни Хюбнер, которому обещали потолок карьеры в «Ингольштадте». Эти футболисты вышли за свои лимиты, так что есть основания верить, что в «Лейпциге» скоро «запоют» и неразговорчивые Мукиеле с Нкунку.
Это тот случай, когда и клубу, и тренеру есть смысл дать друг другу немного времени.
Читайте также
Готовы ли вы к матчам российских клубов в еврокубках?
Фото: DPA; EPA; RB Leipzig