Ушел из жизни легендарный боксер Генри Купер
Печальная новость пришла 1 мая из Лондона — на 77-м году жизни, не дожив всего двух дней до своего дня рождения, ушел в мир иной легендарный английский боксер, чемпион Европы в супертяжелом весе, кавалер ордена Британской империи Генри Купер. А если следовать королевскому протоколу, то надо говорить «сэр Купер».
Хотя и для надменных лордов, и для простых рабочих этот супертяжеловес всегда оставался обычным лондонцем, эдаким парнем с соседней улицы. Не зря ему даже боксерское прозвище дали соответствующее: Наш Генри.
Как Генри посрамил Великого Али
Спортивная карьера Купера началась в 1949 году, а уже через три года 18-летним атлетом он отправился на ОИ в Хельсинки. Правда, на олимпийском ринге Купер уже в первом бою проиграл со счетом 1–2 советскому тяжеловесу Анатолию Перову. И тогда Генри решается перейти в профи.
За свою славную профессиональную карьеру британец провел 55 боев, одержал 40 побед (27 нокаутов), потерпел 14 поражений, 1 бой свел вничью. Выигрывал титулы чемпиона Великобритании, Европы, стран Содружества. Дважды признавался «Человеком года» в спорте по опросу Би-би-си (в 1967 и 1970 годах), а в 2000 году был произведен английской королевой в рыцари Британского ордена. Так Купер стал первым среди боксеров, кто стал величаться сэром.
Однако несмотря на все эти титулы и заслуги, он все же вошел в историю как тяжеловес, посадивший великого Мухаммеда Али на «пятую точку». А случилось это невероятное событие 18 июня 1963 года на знаменитом стадионе «Уэмбли» в Лондоне.
В конце четвертого раунда Купер, очень грамотно поймав Али на контратаке, выдал страшный по силе левый крюк в челюсть американца. Величайший боксер всех времен и народов рухнул между канатами. Этот эпизод и запечатлен на известном снимке, давшем повод рассказать «Историю с фотографией».
Цена порванной перчатки
От позора Али спас лишь гонг на перерыв, который прозвучал всего через две секунды. Ну а то, что произошло дальше, с годами превратилось в миф профессионального бокса. По воспоминаниям очевидцев, в эти мгновения Али практически ничего не соображал. Настолько был мощным удар Купера. Тренеру Анджело Данди пришлось даже пнуть своего подопечного ногой и вылить на него пузырек нашатыря, чтобы привести в чувство.
По идее, бой стоило прекратить, но тут хитрый Данди вдруг объявил, что у Али... порвалась перчатка. Рефери взял тайм-аут, а секундантам пришлось бежать в раздевалку за новой перчаткой. Вместо положенной минуты, по разным рассказам, пауза длилась «от трех до пяти минут». А один британский болельщик даже насчитал шесть минут перерыва.
Естественно, что за время такого гигантского отдыха Кассиус Клей успел восстановиться. На пятый раунд он вышел уже другим бойцом. Али сражался агрессивно, выбрасывая удар за ударом в голову Купера. После таких атак над левым глазом британца образовалась внушительная сечка, кровь лилась фонтаном. Пришлось рефери Томми Литлу остановить поединок, объявив победу Али техническим нокаутом.
Иногда приходится читать или слышать, что Купер вошел в историю как раз этим боем против Али. Но не стоит забывать, что через три года случился матч-реванш. И снова бой великих тяжеловесов прошел в Лондоне, но уже не на «Уэмбли», а на стадионе клуба «Арсенал». К тому же на кону здесь стоял пояс чемпиона мира.
И снова британец из-за досадного рассечения не смог побить Али. Дуэль была остановлена в шестом раунде...
Не стоит «отрывать головы Кличко»
Сэр Генри повесил перчатки на гвоздь в 1971 году после того, как проиграл Джо Багнеру. Однако до последних дней он живо интересовался всеми перипетиями супертяжелого веса. Так, однажды Купер раскритиковал своего земляка Дэвида Хэя за то, что тот надел футболку с изображением отрубленных голов братьев Кличко:
«Дэвид явно перегнул палку, — сетовал Купер. — Да, Хэй талантливый парень, но я не хочу видеть его, разгуливающего в футболке с головами других боксеров. Не люблю я и всю эту болтовню на пресс-конференциях. Ты докажи свою силу на ринге, нокаутируй Кличко в первом или втором раунде. Я думаю, что Хэй хватил через край с этой футболкой. Очевидно, что я бы такого никогда не мог сделать. Люди бы сочли меня сумасшедшим. Это плохо для бокса».
Что ж, в этой фразе заключены все благородство и вся спортивная философия сэра Генри. Неудивительно, что, узнав о кончине своего товарища и соперника, Мухаммед Али не смог сдержать слез:
«У меня нет слов после смерти моего друга Купера. Он всегда улыбался мне, а его взгляд был теплым. Общаться с Генри было очень приятно. Я буду скучать по своему старому товарищу. Он был отличным бойцом и настоящим джентльменом».