На пути к своей мечте закрепиться в составе клуба премьер-лиги 29-летний воспитанник СДЮШОР «Смена», начинавший в молодежной команде «Зенита», успел стать чемпионом Монголии, столкнулся с реалиями российского футбола в Ростове и оказался обманутым в Крыму.
В «Ростове» поменялось руководство, и люди начали делать свою «кухню»
– Всем давно известна политика нашего «Зенита», – начинает свой рассказ Артем Кулеша. – Всех своих молодых они раскидывают по разным уголкам страны либо в зарубежье. Сейчас взять тот же ЦСКА, у которого свой подход, они развивают молодежь. «Рубин» недавно показал, как молодыми футболистами, только начавшими свой футбольный путь, обыгрывать «Зенит» на чужом поле.
– У тебя какая ситуация была?
– Я был в дубле «Зенита», но много игр не сыграл и ушел в аренду в «Смену-Зенит», фарм-клуб второго дивизиона под руководством Казаченка. Отыграл там полгода и уехал на просмотр в казанский «Рубин», который выкупил мой трансфер. В «Рубине» было хорошее время, там я сильно вырос как футболист. Все-таки в то время казанцы становились чемпионами, играли в Лиге чемпионов, золотое время было. Из «Рубина» я перешел на правах аренды в «Ростов», отыграл в премьер-лиге три-четыре матча.
– Зарплаты в дубле развращали молодых?
– Что касается зарплат в дубле, то я точно знаю, сколько я там зарабатывал – 20 тысяч рублей. В целом вилка была такая – 50–70 тысяч рублей. В то время, в 2007–2008 годах, это были хорошие деньги. Те ребята, которые были под «основой» – Миронов, Ионов – имели в разы больше, чем другие ребята. В то время совсем все по-другому было. Это сейчас соблазнов больше и зарплаты выше. Молодым срывает башню, и они забывают, что такое футбол, что нужно продолжать работать.
– Есть у тебя примеры, как футболистов губили большие контракты?
– Нет, не могу так сразу вспомнить. Все, кого я знаю, либо играют, либо из-за агентов пострадали, либо из-за руководства, как я, например, в «Ростове».
Артем Кулеша (№ 90) в матче премьер-лиги «Спартак» – «Ростов» (3:2) в 2011 году
– Вот как! Расскажи, что же произошло в «Ростове»?
– В «Ростове» я был в аренде. Мне был 21 год, в принципе все было неплохо, я был в основном составе, редко спускали под дубль. То руководство, которое меня подписывало, было лояльно к нам. Ближе к концу лета в команде сменился генеральный директор. Сразу же поменялся тренерский штаб, и люди пришли делать свою «кухню». Не буду называть фамилий. Кто знает, тот знает. Я же просто расскажу, что было потом. Агент у меня был Виталий Калоев. Ходили слухи, что новый генеральный директор был не в очень хороших отношениях с ним, а также с Артемовым, одним из известных российских агентов. И так сказочно получилось, что те футболисты, которые пришли от этих агентов, пострадали, в том числе и я.
– Что с вами сделали?
– Летом мы съездили на сбор в Австрию. Сразу после сборов неугодных отправили в дубль, не назвав даже причину. Жили мы на съемных квартирах, которые оплачивал клуб, также клуб обеспечивал питание на базе. Потом нам объявили, что мы и играть, и тренироваться за дубль не будем.
– Как так?
– Тренировались отдельно со вторым тренером основного состава. Нам запретили питаться на базе, запретили переодеваться в своих комнатах на базе, приезжали на тренировки уже переодетыми, либо переодевались в комнатах у администраторов. Потом было объявлено, что и квартиру оплачивать клуб не будет. Хотите жить – оплачивайте, не хотите – уезжайте. В общем, начался цирк. Обращались с нами, как с собаками. Это было очень печально, вроде премьер-лига, а тут такое…
– Что было дальше?
– Начались проблемы с выплатой зарплаты. Я-то вообще в аренде был, меня это мало коснулось, а ребята поопытнее потом еще судились с клубом. Мы получили зарплату в июле 2011 года, а следующие свои заработанные деньги я увидел в марте 2012 года. Девять месяцев без зарплаты. Хорошо, имел возможность накопить на премиальных и на зарплате. Как я пострадал после этого? Мой агент не мог меня устроить в клуб, промотался по просмотрам, в Молдавию ездил в «Шериф», был в семи командах, но контракта так и не подписал. 22–23 года – тот возраст, когда надо играть, а я не смог закрепиться даже в первом дивизионе. Контракт я подписал только в 2013 году с питерским «Динамо».
В Крыму жили в детском лагере, до банкомата плавали на пароме
– Хорошо, но ведь у вас была еще печальная история, совсем недавно, в Крыму.
– Да, было дело. Знакомому футболисту предложили вариант с керченским «Океаном», а он и меня подтянул. Приехали и сразу подписали контракты. Конец августа уже был, до закрытия трансферного окна оставалось максимум полторы недели, деваться некуда было.
– Что обещали в «Океане»?
– Уже перед отъездом я получил на руки свой «трудовой договор» – мой экземпляр мне согласились отдать уже вместе с трудовой книжкой, а там и сумма-то была не прописана! Официальный контракт мне предложили на 10 тысяч рублей в месяц. Неофициально обещали 35 плюс еще 10 в качестве премиальных за каждую победу… Одному защитнику из Самары вообще не платили, так он через своих юристов подал жалобу. С того момента все проблемы и начались. В результате он и еще один футболист решили покинуть команду. Обоим должны были выплатить по две зарплаты, но ребята получили всего по 10 тысяч.
– Грустно.
– Это ладно, так напоследок им сказали: «Радуйтесь, что вообще целыми уезжаете из города». Если бы руководство «Океана» выполнило свои долговые обязательства, мне бы выплатили около 100 тысяч рублей. Но мне дали только десять тысяч, пять из которых я потратил на билет до Питера.
– Как же вы вырвались оттуда?
– Я им говорю: отправьте мне хотя бы бумагу из клуба, что я свободный агент и могу беспрепятственно заявляться в другую команду. А они мне: верни нам сначала экипировку – это государственное. Хотели, чтобы гетры я вернул! Да я в них полгода отыграл! Мне даже письмо официальное прислали домой, что я какие-то гетры с шортами не сдал, портфель и кепку. Мол, из моей зарплаты удерживается 6 тысяч. Мне портфель с кепкой и не выдавали! Смешно!
– А как вам клуб организовал быт?
– Сначала мы жили в домиках на территории детского лагеря. Звучит забавно, конечно, но все было чистенько, нормально. Потом нас переселили в другое место, прямо на берегу моря. Выходишь – и сразу попадаешь на пляж. Проживание и питание оплачивал клуб. А уже под конец мы переехали в гостиницу, в город. И все бы ничего, если бы не питание.
– А что с питанием?
– Ну, представь, санаторий бывший «Москва – Киев». Спускаешься на обед, а там в основном пенсионеры, кто приехал на лечение. Естественно, это сказывалось на порциях, меню довольно однообразное. Нам постоянно не хватало, приходилось бегать дополнительно в магазин.
– А как в других клубах Крыма?
– Слышал, что самые высокие зарплаты по Крыму в «Таврии». Говорят, по 70 с лишним тысяч некоторые получают, но не все. В основном контракты на 50 тысяч. А так здесь вся премьер-лига играет за 25, максимум 30 тысяч рублей. У «Рубина» ялтинского даже автобуса своего нет, на перекладных добираются на матчи.
– А у какого клуба положение лучше всех?
– «Евпатория» хоть и новый совсем клуб, но там уже есть многофункциональный тренировочный комплекс, где сразу несколько полей с натуральным и искусственным покрытием, дети тренируются. «Севастополь» себя нормально чувствует, инфраструктура осталась со времен выступления в украинской премьер-лиге. Когда выходили на построение перед игрой с ними, местные болельщики начали петь гимн «Севастополя». У нас мурашки по коже побежали!
– Сам город-то для жизни комфортный?
– Керчь вообще-то считается самым криминальным городом Крыма. Когда электричество на полуострове вырубали, начинались грабежи магазинов. У меня там была подруга местная, на нее дважды хулиганы нападали, пытаясь деньги отнять. В первый раз она успела позвать на помощь – и все обошлось, а через пару дней ее опять подкараулили, сорвали цепочку и избили. Суровый портовый город. При этом в самом «Океане» были далеко не худшие условия среди всех команд лиги.
– Что еще запомнилось в Крыму?
– Банкоматов нигде нет, расплачиваться можно только наличными. Для того чтобы снять деньги с российской банковской карты, нужно было плыть до Сбербанка на пароме на ту сторону, где есть ближайшее отделение. Я раза три так катался, чтобы пополнить баланс либо снять деньги с карты. Это было забавно – плавать на пароме к банкомату. 160 рублей в одну сторону стоила переправа. Прибавить сюда еще проезд в маршрутке, и выходит все 400.
На тренировках поле заполоняла пыль с заводов
– Крым – это интересно, но как ты оказался в Монголии, да еще и успел стать чемпионом?
– В Монголию я поехал потому что надо было где-то иметь игровую практику, а вариантов совсем не было. Зимой был вариант поехать в Литву к Александру Куртияну, который меня хорошо знает по совместной работе в «Смене-Зените». Но обнаружились проблемы с документами, я просто не успел сделать новый паспорт. До весны 2018 года искал варианты, и знакомый футболист познакомил меня с агентом, который живет в Монголии.
– Что ты знал до этого о Монголии?
– Ничего! А чего делать-то было? Играть-то надо было где-то. А так был бы простой и в финансовом плане, и в игровом. Да, уровень чемпионата невысокий, но практику получил. А так получилось небольшое приключение – посмотрел Монголию, успел даже стать чемпионом. Команда называется «Эрчим», многократный чемпион страны, каждый год играет в квалификации Кубка АФК.
– Как вы восприняли этот шаг?
– Было, конечно, волнительно. Все-таки Монголия, что это такое вообще? Они вообще не ассоциируются с футболом, даже на футбольных сайтах статистики ее найти было тяжело (смеется). Но думаю, что это временно, все-таки футбол там развивается неплохо. Клуб оплатил мне билеты сразу туда и обратно, потому что я сразу сказал, что приеду играть только на первый круг, с апреля по июнь. Подписал контракт, находясь еще в Петербурге. Мне снимали квартиру, жил с ребятами из Калмыкии, которые хорошо разговаривали на русском. Оплачивали питание, правда, приходилось на эти деньги готовить самому. Это немного напрягало, приходилось каждый день ходить в магазин и что-то готовить.
Артем Кулеша (№ 90)
– Столица Монголии чем-то удивила?
– Когда прилетел в Улан-Батор, не думал, что будет так хорошо. Это очень развитый город, далеко не деревня, и у нас в России такие города еще надо поискать. Но город делится на две части: все, что дорогое и красивое, – в центре города, уезжаешь чуть на окраину – сразу разруха и бедность. В Монголии нет среднего класса. Либо ты с деньгами, либо ты нищий. «Гелендваген» и проходящий с ним рядом бомж – это нормальное для них явление.
– Как организован местный чемпионат?
– Все матчи чемпионата Монголии проходят на одном стадионе в Улан-Баторе, и только у ФК «Эрчим» есть свой стадион, на котором мы принимали соперников. Стадион небольшой, но очень уютный. Поле, понятно, не очень хорошего качества. Болельщиков ходило немного, но они больше любят ходить на сборные. Тренировочная база находилась в промышленном районе на окраине города. Бывало, на тренировках поле заполоняла пыль, идущая откуда-то со стороны заводов. Дышать и играть было практически невозможно! Вообще, рассказывали, что зимой там непросто играть и жить. Кочевники, которые живут в горах и у кого нет денег для того, чтобы согреться, жгут резину, чтобы как-то прогреться, и этот «смог» накрывает Улан-Батор.
– Как считаешь, футбол в Монголии развивается?
– В Монголии развивают футбол, хотят выйти на какой-то уровень, расти. Есть команды, есть сборная, которая ездит по Азии. Нет такого, что футбол им неинтересен. У них есть футбольные школы, вкладываются деньги, и лет через пять они могут уже поднять свой уровень.
Бразильцы приезжали просто поиграть, бесплатно. Лишь бы кормили!
– Каков уровень футбола в стране сейчас?
– Уровень футбола – это наша вторая лига, последние места. Хотя некоторые добротные команды КФК выглядели бы на этом уровне неплохо. Скорость, мышление на довольно слабом уровне. Есть игроки, которые индивидуально что-то могут, но чтобы у кого-то была поставлена командная игра – таких очень мало. Это «Эрчим» и еще пара-тройка команд. Моя команда по составу и по игре самая сильная. В итоге мы и выиграли этот чемпионат. Они снова звали меня к себе с повышением зарплаты, звали с учетом того, что можно поучаствовать в квалификации Азиатского кубка АФК. Готовы были мне просто заплатить за две игры с северокорейской командой. Я отказался, все же у меня сейчас немного другие цели. Все-таки это бег на месте, без особого развития, да и миллионы мне там не предлагают.
– Кто спонсирует местные команды?
– У каждой команды свой спонсор и хозяин. У «Эрчима» это «Гербалайф» – известный бренд по всему миру. Ну и спонсорство от местных заводов и электростанций. Монголы числятся работниками на этих заводах, но за то, что они играют, они получают зарплату на заводе и кусочек футбольной зарплаты.
– Кто еще был с тобой в команде из русскоговорящих?
– В тот момент, когда я там был, в чемпионате играл один футболист из Нальчика и двое калмыков. Потом еще парень приехал из Краснодара. Человек семь русских. Но там постоянно играют легионеры – африканцы, сербы, бразильцы. Забавно – ребята рассказывали, что бразильцы туда приезжали просто поиграть, бесплатно! Лишь бы их кормили (смеется).
– Какие зарплаты у легионеров?
– Сколько платят легионерам? Это кто на сколько договорится. Зависит от многих факторов. Местным платят совсем копейки. Но местные совмещают работу с футболом. Кто-то еще тренирует детей, например. Я договорился на 1100 долларов. Это по курсу около 75 000 рублей.
– Ты же стал чемпионом Монголии. Руководство как-то отблагодарило?
– За победу федерация футбола дает хорошие деньги как бонус. Но руководство не такие щедрые – практически ничего не дали. 10 тысяч рублей – смешно даже говорить. Но ладно хоть так.
– После таких далеких странствий какие планы на будущее?
– В данный момент мои планы – подписать контракт с новым клубом, с которым я прохожу сборы, – это «Арарат» из Еревана. Хочу доказать, что я не списанный материал, во мне много эмоций и желания и стремления играть в футбол. Без футбола я себя не вижу в данный момент. Я постоянно шел на какие-то жертвы, сидел без денег. Но я не опускаю руки и буду биться до конца. Знаю, что я могу и что соответствую определенному уровню.
– Но если судьба опять предложит поехать в далекие страны?
– Экзотические страны? Я после Монголии готов ко всему. Хоть Америка, хоть Австралия, хоть Африка. Но, конечно, хочется поиграть поближе к дому и в командах уровнем повыше.
Читайте на ту же тему