Новичок СКА Денис Швидкий присоединился к одноклубникам буквально накануне сборов в Финляндии. Так что побеседовать с ним удалось лишь во время первого предсезонного турнира – Кубка Паюлахти.
В Хабаровске было неплохо
– Кто пригласил вас в СКА?
– Главный тренер Барри Смит. Возможно, он где-то слышал обо мне раньше или заприметил, когда я еще играл в НХЛ. Разговаривал также с Александром Медведевым (председателем совета директоров СКА. – «Спорт»). С удовольствием принял предложение, и вот теперь я здесь.
– В минувшем сезоне вы выступали за хабаровский «Амур». Судя по всему, игрок «перелетоустойчивый»…
– Если бы мне несколько лет назад сказали, что я буду играть в Хабаровске – подумал бы, что это шутка. Но в жизни бывают времена, когда тебе не приходится выбирать. Дело в том, что в прошлом сезоне остался без команды. Провел тренировочный лагерь в Америке, но меня в «основу» не подписали, а в фарм-клуб ехать особого желания не было. Поэтому начал искать варианты в Европе. «Амур» был наиболее заинтересован во мне. Другие же клубы прелагали просто приехать, потренироваться в общем, звали на просмотр. Поначалу меня испугало, что Хабаровск находится так далеко. Но потом приехал, огляделся, и мне понравилось. Человек привыкает ко всему.
– Говорят, в Хабаровске просто сходят с ума по хоккею?
– Что верно, то верно. В этом городе болеют за любимую команду даже больше, чем в Ярославле. Может, потому, что болельщики «Амура» не сильно избалованы зрелищами. Билеты на хоккей там достать очень сложно. Играть в Хабаровске безумно приятно: полные трибуны, тебя везде узнают…
– К сожалению, «Амур» аутсайдер чемпионата…
– Если игрок по натуре – лидер, то в какую бы ситуацию он ни попадал, не сломается. Придя в «Амур», столкнулся с тем, что половина состава была не готова играть в суперлиге. Потом стало полегче – ребята сыгрались. В итоге второй и третий круг мы провели достойно. Возможно, из-за перелетов в концовке чемпионата нам где-то не хватило сил.
Знаком с половиной команды
– Как вам атмосфера в новой команде?
– Сразу почувствовал профессиональное отношение. Есть нечто общее с НХЛ. Там, если ты хочешь быть в составе, должен много трудиться. В России порой заставляют все делать из-под палки. Это ужасно, сразу так и хочется поступить наоборот.
– Появились ли у вас в СКА друзья?
– Знаю едва ли не полкоманды. С тем же Антоном Бутом, считай, выросли вместе – мы из одной команды из Харькова. С Кириллом Сафроновым играл на многих турнирах, да и в НХЛ тоже. Вижу, что ребята настроены серьезно, хотят побеждать. Многие стремятся доказать, что ставку на них в клубе делают не напрасно.
– Тренер армейцев Барри Смит намекнул, что в его планах сделать из СКА клуб, не уступающий по организации командам НХЛ. Чего не хватает командам суперлиги для того, чтобы достичь необходимого уровня?
– Как и во многом другом в России – профессионализма. Например, у нас никак не могут ввести регламент чемпионата страны, который бы не менялся каждый год. К тому же нам не хватает элемента шоу, развлечений… Что касается непосредственно игры, то в России всегда был свой, неповторимый стиль, намного более интересный, нежели североамериканский.
– Иностранцам в суперлиге сейчас приходится несладко. Кстати, вы считаетесь легионером?
– Нет, у меня российский паспорт, а за сборную Украины я не играю.
– То есть у Вячеслава Быкова могли бы сыграть хоть завтра?
– В любое время (улыбается).
– Почему вы не играете за сборную Украины? Чтобы не было проблем в России?
– У меня и предложений особых не было из Украины. И в молодежных, и в юниорских сборных играл за Россию. Сейчас тоже не считаю себя очень старым, потерявшим шанс сыграть за национальную команду России. Времена, когда в сборную попадали только те, кто играл за ЦСКА, давно прошли. Шанс есть у всех. Думаю, если ты проводишь хороший сезон, тебя непременно заметят.
– Вы знакомы с Вячеславом Быковым?
– Знаю его очень хорошо. Накануне энхаэловского сезона тренировался в Швейцарии, где он работал. Уважаю его как тренера и специалиста. Впрочем, моя игра еще не настолько хороша, чтобы рассматривать меня как игрока сборной.
В НХЛ мне не повезло
– Почему у вас не заладилось в НХЛ?
– Думаю, мне не повезло. Травмы, которые я получил, оказались совершенно некстати – в клубе поменялось руководство. У меня было небольшое сотрясение мозга и операция на голеностопе. Но это в общем-то было не настолько серьезно. Когда оправился, начал набирать форму, мне не дали себя проявить – сразу отправили в фарм-клуб. Кстати, там у меня была неплохая статистика.
– Несмотря на это, вас не стали вызывать из фарм-клуба?
– Постоянно говорили, что я нужен клубу, но не подкрепляли слова делом. Вероятно, им было выгодно держать во второй команде «про запас» неплохого игрока: приносящего результат и не требующего больших затрат.
– Вам довелось поиграть у Майка Кинэна. Он соответствует своему прозвищу Железный Майк?
– Не сказал бы, что он очень жесткий человек. Единственное – от игроков требует стопроцентной отдачи. Если видит, что кто-то не выкладывается по полной программе, может быть действительно жестоким.
– В чем это выражается?
– Давит психологически: кричит или может «украсть» у хоккеиста игровое время. Для нас очень важно, сколько времени ты проводишь на льду. При желании можно сильно испортить игроку статистику.
– В НХЛ было трудно освоиться?
– Мне повезло, в команде было много русских: братья Буре, Виктор Козлов, Юшкевич, Уланов, Кваша… Так что мы могли друг за друга постоять.
– Павел и Валерий Буре похожи по характеру?
– Если говорить о характере, то они совершенно разные люди. Валерий семьянин: любит готовить, играть с детьми. Пашка – полная противоположность: веселый, любит погулять, пошутить… Его, кстати, последний раз видел давно, а Валеру совсем недавно. Он по-прежнему живет во Флориде.
У СКА видна перспектива
– Хотите вернуться в НХЛ?
– Пока об этом не задумывался. Хотя если поступит предложение, почему бы его не рассмотреть? Но это должно быть серьезное предложение, ведь для фарм-клуба я уже староват. А от хорошего контракта не отказался бы. Но сейчас мои мысли только о Питере.
– Фигура Барри Смита сыграла свою роль при выборе команды?
– Не только для меня одного. Думаю, многие ребята задержались здесь из-за того, что увидели перспективу СКА в следующем сезоне. Для кого-то это «трамплин» в НХЛ.
– Скоро к СКА присоединятся птицы высокого полета: Малкин, Овечкин, Гончар…
– Знаю Витю Козлова, Сережу Гончара – питерских ребят. Они вроде и правда собирались с нами потренироваться.
– Почему вы так поздно присоединились к команде?
– Была некоторая задержка с подписанием контракта. Буквально сидел на чемоданах, но все откладывалось. Когда все формальности были улажены, тут же приехал.
– Во время локаута вы играли в одной команде с Алексеем Яшиным…
– Леху знаю уже давно. Мы уже долго дружим, а летом часто вместе готовились в Швейцарии.
– Он сейчас подыскивал себе клуб, о СКА ничего не говорил?
– Насколько мне известно, он не собирался покидать НХЛ. Когда разговаривал с ним последний раз, почувствовал, что он недоволен тем, что случилось у него в «Айлендерс». Тем, что выкупили его контракт.
– Насколько мне известно, Алексей дружит с вашим земляком футболистом Андреем Шевченко. А вы с ним знакомы?
– Нам так и не удалось познакомиться. Был шанс пообщаться, когда мы были в Цюрихе на сборах. Он приглашал нас с Яшиным в Милан на товарищеский матч, но у меня тогда не было ни гринкарты, ни визы… Недавно Леша привез мне его футболку с автографом, так что хоть какая-то память о нем у меня останется.
Паюлахти