Денис Архипов – не просто воспитанник казанской хоккейной школы. Он единственный хоккеист из Татарстана, заигравший в НХЛ на самом высоком уровне. При этом Архипов никогда не забывает о Казани, после каждого сезона первым делом летит домой и практически весь отпуск проводит с родными. Этим летом Денис решил задержаться на родине подольше и подписал с «Ак Барсом» контракт на два года.
Соскучился по дому
– Соглашение по схеме «1+1», – разъясняет сам хоккеист. – Если в следующем году будут достойные предложения от клубов НХЛ, то, возможно, снова уеду в Америку.
– Что же заставило вас снова вернуться в «Ак Барс»?
– Главная причина – очень соскучился по дому и семье. Ну и «Ак Барс» сделал заманчивое предложение, от которого было непросто отказаться. В любом случае мне пришлось бы менять в НХЛ команду. А снова колесить по Америке мне не очень-то хотелось.
– Как оцениваете свой последний сезон в «Чикаго»?
– Год у команды получился весьма неоднозначным. Вроде в Чикаго собрались сильные игроки, отлично провели межсезонье, но вот в «регулярке» первые двадцать игр просто завалили. Проигрывали с сухим счетом даже тем клубам, которые сами не могли ни у кого выиграть. Странные вещи творились! После того как в команде произошла смена тренеров, мы вроде бы выбрались из этой ямы и практически подобрались к зоне плей-офф. Но тут опять случился спад на десять игр, и снова подняться в турнирной таблице стало уже нереально.
– Наверное, такие черные полосы сказывались и на вратарях. Как себя чувствовал Николай Хабибулин?
– У Коли сезон тоже не сложился. В конце ноября получил травму, причем сломал палец на тренировке перед игрой, но весь матч так и отстоял с переломом. И понеслось! В лазарет попали еще несколько ведущих игроков, а роль лидера никто из оставшихся ребят на себя так и не смог взять.
Ванкувер похож на Питер
– Недавно один хоккеист, поигравший в Америке, сравнил НХЛ с наркотиком: «Попробовав раз, всю жизнь будешь мечтать об этом».
– Может, это и правда. Там очень интересно играть: в сезоне восемьдесят матчей, а проносятся они на одном дыхании. Хочется возвращаться туда снова и снова. Знаю очень много случаев, когда ребятам из НХЛ предлагают за большие деньги перебраться в суперлигу. Но они все равно остаются в Америке.
– С другой стороны, появляется тенденция, когда молодые российские игроки приезжают в заокеанские команды, попадают в фарм-клубы и…
– ...не дожидаются своего шанса, плюют на все, машут руками и возвращаются в Россию? Знакомая история, прекрасно понимаю наших парней. Я ведь сам через это прошел. Перед тем как засветиться в основном составе «Нэшвилла», тоже полгода провел в фарм-клубе «Милуоки». Лично я, когда отправлялся в НХЛ, ставил перед собой совсем другие цели. Если надо – был готов играть в АХЛ хоть три года. Сейчас ситуация кардинально изменилась, уровень зарплат в Америке и России подравнялся, и никто уже не хочет терять в деньгах.
– Но вы своего шанса дождались…
– Меня вызвали на матч с «Ванкувером», в самый далекий город лиги. Я даже не знал, как туда лететь. Еще больше меня удивило решение тренера в концовке матча. Мы проигрывали 0:2, на последней минуте он посадил вратаря и шестым полевым выпустил меня, «зеленого» новичка. Я тут же выскочил на площадку и через мгновение отдал результативную передачу. После этого в «Милуоки» уже не возвращался.
– Через три года зимняя Олимпиада пройдет как раз в Ванкувере...
– Было бы классно туда попасть. Вообще, Ванкувер один самых лучших городов Канады. Приятные люди, только погодка дождливая, чем-то похожа на питерскую.
Где мой аттестат?
– В Америке скучали по домашней пище?
– Сейчас практически в каждом американском городе есть супермаркеты, где продаются русские продукты. В Чикаго так вообще был магазин, где нас просто откармливали выпечкой. Только зайдем туда с Колей Хабибулиным, как сразу нас в какой-нибудь закуточек отведут, стол накроют. С одной стороны ватрушка, с другой пироги, блины. Перемячи-«зверюги», представляешь, там такие здоровенные! Одну тарелку опустошишь, так тебе тут же добавку несут. Никогда не забуду этих посиделок. Жаль, на следующий день на весы страшно вставать: сразу, считай, прибавление в весе.
– За свою карьеру вы успели поиграть в четырех командах. Причем все клубы – «хищники»: казанские «барсы», чикагские «ястребы».
– Да, сплошь одни птицы и звери.
– В жизни вы тоже хищник?
– Это как посмотреть. В каких-то моментах, может, и хищник (смеется). Но, наверное, все-таки более спокойный, при условии, что меня не трогают. Иногда даже люблю побыть в одиночестве.
– Кстати, кроме игр за «Хищников» у вас еще была годичная командировка в подмосковный «Химик».
– Точно. Как же мы про них забыли! Интересно, они к кому относятся?
– Не знаю, лучше расскажите, как вы едва не стали энергетиком...
– Мы с друзьями поступали в Казанский энергетический институт. В итоге все прошли по конкурсу, но я в последний момент передумал и решил еще один год посвятить хоккею. Мне повезло – попал в основную команду к «барсам», и на этом энергетический вуз потерял еще одного перспективного студента. В институт после этого больше не заходил. Слушай, а аттестат там, наверное, мой так и лежит?!
Казань