• «Нам нужно, чтобы дети развивались и уходили с тренировки счастливыми», – тренер «Энергии высоты» Борис Иноземцев

    Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

    29.08.24 17:32

    «Нам нужно, чтобы дети развивались и уходили с тренировки счастливыми», – тренер «Энергии высоты» Борис Иноземцев - фото

    Фото: Энергия высоты

    Освещая в одной соцсети Олимпиаду-2024, я удивился тому, как много людей просили показать соревнования по скалолазанию. И их смотрели больше, чем такие «классические» дисциплины как гандбол, водное поло и греблю. В самом Париже трибуны были забиты под завязку, а болельщики восхищались тем, как спортсмены проходили сложные трассы. И это при том, что скалолазание находилось в олимпийской программе лишь во второй раз в истории.

    Вместе с тем скалолазание не только прекрасно как зрелище, но и полезно для всестороннего развития организма. О том, зачем отдавать ребенка в скалолазание корреспонденту «Спорт День за Днем» рассказал Борис Иноземцев, тренер секции «Энергия высоты», где занимаются свыше 200 детей.

    – Основное отличие скалолазания от других видов спорта, от условной гимнастики, в том, что оно является социальным. В скалолазании встречаются дети от 4 лет и старички до 75 лет. К нам приходят дедушки и бабушки, мамы и дети, этим видом спорта занимается любой в любом возрасте, – отметил в начале разговора Борис Иноземцев. – Допустим, если ты бегаешь, то ты бежишь один. Ты разговариваешь после тренировки, до тренировки, но ты не общаешься в процессе тренировки. Скалолазание – это общение во время тренировки. В принципе, этому виду спорта можно посвятить любой момент своей жизни и всю жизнь.

    – То есть можно прийти условно в 35 лет и начать заниматься с нуля?
    –У нас люди и в 50 приходят. Они находятся в этой компании 40-50-летних, и потихоньку улучшают свои показатели. Плюс в эти тренировки родители могут приводить детей, и дети с ними могут лазить. Этим скалолазание отличается от других видов спорта, например, от баскетбола. Там тоже есть общение, но это не общение между командами, потому что есть твоя команда, и есть все остальные. А здесь мы все вместе, мы просто лазим, и мы побеждаем себя.

    – То есть это дружное сообщество?
    – Да, это достаточно дружное сообщество, в котором люди помогают друг другу. Более того скалолазание – это не только тренировки в зале, это и выезды на скалы, на природу. А там проводится социальная, адаптивная работа с детьми, ведь надо принести дрова, сварить суп, донести рюкзаки, помочь другу. Прививаются навыки выживания.

    – Какие физические качества развивает скалолазание у детей?
    – Скалолазание задействует все мышцы тела и мозги. Мозг развивается в любом возрасте, даже если вы начинаете в 30, 40, 50 или в 4. Начинает развиваться моторика, то есть двигательные навыки. Объективно, скалолазы одни из сильнейших спортсменов вообще, ведь здесь развивается фактически всё. Все мышцы работают, потому что скалы разные, задачи разные и так далее.

    – Как правило, дети сами просят родителей привести их к вам? Или это инициатива родителей?
    – Иногда бывает, что дети приходят в веревочный парк, рядом видят детей, тренирующихся на скалах, и говорят: «Прикольно! Я хочу попробовать!». Иногда родители говорят: «Хочешь попробовать? Давай попробуем».
    В последнее время врачи начали рекомендовать родителям, у которых дети с задержками в развитии. Врачи многим людям советуют скалолазание для силовой, координационной и речевой адаптации, потому что речь зависит от мозга и даже от движения рук. У меня 20 процентов детей в группах с задержками развития.

    – Понятно, что в скалолазание можно прийти в любом возрасте. А какой возраст – идеальный для начала занятий этим видом спорта?
    – Четыре года – самый оптимальный возраст, когда ребенок начинает чувствовать опасность, понимает, что делать нельзя. В этом возрасте ребенок начинает понимать речь тренера не как взрослого, а как наставника. Одно дело, когда тебя журит взрослый, а ты маленький и не понимаешь, о чем он говорит. Другое дело – ты осознанно общаешься с тренером, который дает тебе команды.

    – Родители относятся к скалолазанию как к здоровому времяпрепровождению? Или пытаются через детей удовлетворить свои амбиции?
    – Кто-то амбиции удовлетворяет, кто-то хочет, чтобы ребенок просто ходил. Я всегда привожу родителям пример. Если спросить людей в метро: «Кто занимался спортом?», – все поднимут руки. «Кто сейчас занимается спортом?», – пять человек поднимут руки. А у других проблемы с лишним весом, со здоровьем из-за малой подвижности, хотя все раньше занимались спортом. Выполнена ли программа спорта?

    – Нет.
    – Правильно. Чемпионам мира платили, сборные и базы создавали, а результат оставляет желать лучшего. Гимнастки после 15 лет говорят: «Я в профессиональный спорт обратно не пойду». У нас в стране пытаются из детей сделать профессиональных спортсменов, хотя это неправильно. Заточено все на то, что ты должен быть чемпионом, а если у тебя не получилось, то тебя выбросят, и ты никому не нужен. Это тупиковая ветвь. Эта система эффективна для тех задач, которые ставятся. Но она неверна с социальной точки зрения.

    На мой взгляд, занятия спортом нужны для удовлетворения других, базовых ценностей. Мы моемся, надеваем белую постиранную футболку, в парикмахерскую ходим, чтобы выглядеть презентабельно. Так, и спортом нужно заниматься для того, чтобы хорошо выглядеть, а не стать чемпионом мира.

    Поэтому цель нашей спортшколы – воспитать здорового, развитого человека. На первом этапе мы пытаемся привить ребенку любовь к скалолазанию, чтобы он ходил сюда, лазил, прыгал. У нас тренировка состоит из трех частей: разминка, потом лазят, а потом специальный тренер занимается с ними развивающими играми. Они подкидывают мячики правой и левой рукой, кто быстрее на лавку сядет, кто перепрыгнет, кто колесо сделает. Нам нужно, чтобы дети развивались и уходили с тренировки счастливыми. У них в голове откладывается, что можно пойти в зал, быть довольным и при этом становиться лучше.

    image

    – Эта не та история, что нужно перетерпеть, сжав зубы?
    – Вообще нет. Есть дети, которые хотят стать спортсменами, они уже переходят в сборную, которую мы формируем при нашей секции. Да, там у тренеров установка – отбирать лучших. Кто не справляется, увы, дальше не сможет продолжить. Там другой подход. Но если мы говорим про остальных детей, то ключевая задача состоит в том, чтобы они ходили сюда и потом занимались любым видом спорта. Пойдут они в веревочный городок, на скалолазание, на футбол, на лыжах кататься, в зал, чтобы быть красавчиком таким – без разницы. Главное, чтобы это было в их ежедневных ценностях, а не в каких-то подвигах.

    – Насколько скалолазание травмоопасно?
    – По статистике оно не травмоопасно вообще. Очень редко происходят несчастные случаи. Происходит, только если нарушается техника безопасности. Мелкие травмы бывают. Но и в футболе мяч может сильно в лицо прилететь.

    – Какая философия у «Энергии высоты»?
    – Чтобы дети любили спорт и были социальными. Вот, разминку мы проводим в игровой форме. Сколько пальцев на правой руке, сколько на левой. Это разговор и вовлечение ребенка в деятельность. «Давайте мы шарики соберем, давайте подкинем, сложим сюда, лестницу притащим. Все на одной ножке стоим, но будем друг другу помогать. А теперь пройдем по бревну, но старшие помогают младшим». Дети вовлекаются в коллективную деятельность, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

    Фото: «Энергия высоты»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»