• Наглое ограбление в Сеуле

    Ленинградское дело. Олимпиада
    Наглое ограбление в Сеуле - фото

    Фото: Виктор Зайцев

    На редкость несправедливое решение, которое арбитры вынесли в Рио-де-Жанейро по итогам боя Петра Хамукова против венесуэльца Рамона Рамиреса, опустило шлагбаум перед заветными мечтами питерского полутяжа уже в первом поединке. Этот судейский беспредел заставил вспомнить похожее «олимпийское ограбление», случившееся также с питерским боксером, только вот двадцать восемь лет назад — на ринге олимпийского Сеула.

    Дубе рухнул, как с дуба

    Грустные события тех лет вспоминает пострадавший Александр Артемьев — заслуженный мастер спорта СССР, двукратный чемпион и обладатель Кубка Советского Союза, победитель Игр доброй воли.

    — Так вышло, что на сеульском турнире в моей весовой категории 54 кг собрался самый представительный состав, — начинает экскурс в историю Александр Артемьев. — Нас стартовало сорок девять человек! Представляете! А в первом тяжелом весе выступало всего восемнадцать боксеров. Вот и получилось, что кому-то для выхода в финал хватило четырех встреч, а в легчайшем весе пришлось сражаться в шести поединках.

    Свои первые три боя в Сеуле ленинградец провел с блеском. Побил Эдуарда Паулума из экзотической страны Вануату, зимбабвийца Ндаба Дубе и Слимана Зенгли из Алжира. Особенно красивой получилась вторая победа, когда худенький парень с Лиговки отправил соперника в нокаут уже в дебюте боя. Как тогда шутили остряки: Дубе рухнул, как с дуба!

    — В четвертьфинале я столкнулся с будущим серебряным призером, моим тезкой Христовым из Болгарии, — продолжает вспоминать Артемьев. — Как сейчас помню, тот бой я провел в хорошем темпе, много атаковал и в итоге по судейским запискам победил — 2:1. Но тут происходит какая-то заминка. Как выяснилось, болгарская делегация добилась вмешательства членов жюри, которые тоже имели право выставлять очки в спорных моментах. И вдруг они отдают два своих голоса… Христову. Так общий счет становится 2:3, но уже не в мою пользу. Болгарин идет в полуфинал, а я лишаюсь даже бронзовой медали. От такой вопиющей несправедливости хотелось кричать прямо в ринге: «Почему? Как это? Я же чисто выиграл!»

    Рана болит до сих пор

    Ответ на свой справедливый гнев Александр получил позже.

     

    Оказалось, что в Сеуле сильно действовали закулисные махинации. Достаточно вспомнить  грандиозный скандал, когда в финале засудили американца Роя Джонса, отдав победу корейскому боксеру.

    Председателем судейской коллегии тогда был один из самых влиятельных людей в олимпийском движении, вице-президент Европейской ассоциации любительского бокса (ЕАБА) Эмил Жечев из Болгарии. Неудивительно, что члены жюри решили выслужиться перед важным чиновником, отдав победу не советскому парню, а соотечественнику Жечева.

    — Мне было до слез обидно остановиться всего в шаге от медали, — признался Артемьев. — Тогда ведь и в сборную Советского Союза попасть было не просто, но я очень уверенно выступал. Победил в Москве на самых первых Играх доброй воли, тридцатилетие которых мы недавно отмечали. К Сеулу подготовился прекрасно, по факту одержал четыре победы и вот такой грустный финал. Знаете, эта рана болит у меня до сих пор. Не могу так просто забыть…

    В 1989 году Александр Артемьев также в блестящей манере выиграет чемпионат Советского Союза, но в национальной сборной его место уже займет Айрат Хаматов.

    У кладбища орали пьяные

    Разочаровавшись в любительском боксе, Александр принял единственно правильное решение — ушел в профи. И здесь ленинградец провел отличную карьеру.

    Правда, не все знают, что «судейское ограбление» случилось с ним и на профессиональном ринге.

    — Как это не обидно, но и в Америке у меня украли победу, — усмехается заслуженный мастер спорта СССР, — ту поездку я вообще вспоминаю с содроганием. Прибыли мы в городок Бьютт с населением всего в тридцать тысяч жителей, затерянный в горах Монтаны.

    В конце XIX века туда отправлялись попытать счастья лихие золотоискатели и разные авантюристы. Атмосфера Дикого Запада, похоже, там сохранилась до сих пор. Мало того, что мы летели туда очень долго, несколько часов ждали посадки, так нас еще и поселили возле кладбища. Сами представляете, какая там царила атмосфера. Всю ночь под окнами орала пьяная шпана и мешала нам спать.

    Моим соперником стал некий Рой Муниц из Денвера. Боксер, прямо скажем, он никудышный, и уже в первом раунде я послал его в нокдаун. Рой оклемался, но весь оставшийся бой я гонял его по рингу, как хотел. Прозвучал финальный гонг. И тут один боковой судья отдает победу мне, а два других красавца посчитали, что выиграл… Муниц. Комедия! В зале свист, хохот. Смешно, конечно, но я получил первое поражение в профи…

    Надо рвать на куски

    Александр имеет полное право критиковать жуликоватых служителей Фемиды, ведь повесив перчатки на гвоздь, он не расстался с рингом и сам стал арбитром. Сегодня Артемьев по праву считается одним из лучших рефери страны, он судья международной категории Всемирного боксерского совета (WBC).

    — Судейство в любительском боксе вызывает у меня много вопросов и нареканий. Помните, были кнопки? Ужас! Я видел, что боксер четко попал, а очки ему не считаются. Иногда мне казалось, что арбитр просто не успевал нажать кнопку. Сейчас, наконец, отказались от электронного судейства и вернулись к системе карточек, как в профессиональном боксе. Но, как видите, проблемы остались. Особенно у нечистоплотных арбитров.

    Как бороться с горе-судьями? — завершает нашу беседу четвертьфиналист Олимпиады-1988. — Ответ простой. Надо быть на две головы выше соперника. Даже если ты ведешь очко-два, тебе могут не дать победу. Тут я согласен с Александром Лебзяком. Вышел в ринг — рви всех на куски!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»