Среди великого множества футбольных школ Петербурга выделяется одна – «Голеадор». Она коммерческая, но в нее переходят даже оттуда, где можно заниматься бесплатно. Корреспондент «Спорта День за Днем» побывал на тренировке команды 2012 года рождения, которая в ноябре выиграла турнир в Испании.
Виталий Цвек и Артур Ламанов – руководители «Голеадора», вместе открывшие новую школу четыре года назад. 80% детей, играющих сейчас, прошли практически весь путь с самого начала. Здесь постоянно ведется контроль тренировочного процесса, раз в месяц проходит собрание тренеров, на котором разбирается одна из тем тренировочного процесса. У каждого ребенка есть «Дневник футболиста». В нем ставятся две оценки: тренировка и поведение.
– Дисциплина – это очень важно, без нее ребенок ничего не усвоит. Тренер должен вызывать у ребенка уважение, а не страх. Родители иногда говорят: «Не будешь спать, позвоню Артуру Николаевичу». Всё – дети сразу отключаются, – признался с улыбкой «Спорту День за Днем» Ламанов.
Именно под его руководством состоялся грандиозный успех в Испании. Как у нас есть филиалы академии «Зенита», так и в Испании существуют свои. «Голеадору» противостояли филиалы академий «Вильярреала», «Леванте» и «Валенсии». Петербуржцы стали лучшими, взяв в финале реванш у «Валенсии», которой уступили в группе.
– Мы часто ездим на соревнования, – рассказал Ламанов. – Достаточно плотно общаемся с одним из организаторов турниров. Его папа организует турниры в Эстонии, а он сам – в Испании. Получилось так, что наши ребята 2008 года рождения ездили в Эстонию, а 2012-го – в Испанию. Хотя у нас был и один мальчик 2013 года рождения. Это недешевая поездка. Но она того стоила. И ребята, и их родители (да и тренеры) получили такие эмоции, которые запомним на всю жизнь. К слову, там был формат «семь плюс один», несвойственный нам. Обычно мы играем «четыре плюс один». Проявили характер, бойцовские качества, порадовались – все, работаем дальше.
Пообщавшись в Испании с другими тренерами, представитель «Голеадора» понял, в чем разница в работе школ в двух странах. «В России школы нацелены на результат, – считает Артур Николаевич. – Добиваются его не за счет интеллекта детей и его развития, а за счет природных качеств. Видят рослых, бегущих мальчиков и делают ставку на них. Не обращая внимания на то, что у них в головах. Критикуют, создавая психологически барьеры, из-за которых ребенок больше не захочет что-то придумывать. В Испании же выделяют тех, кто правильно мыслит на поле. Они могут ошибиться, но ты должен их похвалить за желание мыслить. В ФШ «Голеадор» все тренеры нацелены именно на индивидуальное развитие ребенка, а не на достижение собственного результата и удовлетворения собственных амбиций за счет детей. Надо думать не о звездочках на погонах, а именно о детях».
Есть примеры тех, кто пришел в «Голеадор» из СШОР «Зенит» и «Алмаз-Антей». Как показывает статистика, многим детям тяжело в таких школах. «Не хочу ничего говорить плохого, но детям не найти себя там как личностям, они не реализуются. Зачастую решаются задачи не детей, а тренеров или руководства клубов», – отмечает Ламанов.
– Спорт День за Днем (@sportsdailyru) November 24, 2019
Школа существует четвертый год. За это время сложился сплоченный коллектив. Это касается и ребят, и родителей, и тренерского состава. Здесь работают 13 тренеров. За счет этого «Голеадор» и составляет конкуренцию другим школам Санкт-Петербурга. «Кто-то делает акцент на массовость, из-за чего возникает большая текучка, ни о каком спортивном прогрессе речи не идет. Наше отличие от множества других школ в акценте на обучение детей. Формат тренировок, их планирование, разделение групп по умениям – вот отличительная черта. Мы не стремимся к массовости групп, если это влечет за собой ухудшение тренировочного процесса. Да, коммерческая школа не может обеспечить себя самостоятельно, и это в любом случае бизнес-модель. Но ее надо выстраивать в первую очередь на спортивной составляющей, с акцентом на развитие детей. Это кропотливый труд. И мы уже четвертый год с этим успешно справляемся», – не скрывают в «Голеадоре».
В городе есть бесплатные школы, но родители охотно отдают детей в ФШ «Голеадор». Добра от добра не ищут. Прогрессировать, если у тебя есть задатки, можно в любом месте. Особенно когда рядом тренеры, понимающие, что и как надо делать. Родители видят развитие любимых чад. И дело не столько в конкретных результатах, победах в турнирах (хотя есть и они), а в повышении общего уровня понимания игры, в выполнении тренерских указаний, в развитии футбольной техники.
– Первую игру мы выиграли 3:0, нас судили нормально, а затем, поняв наш уровень, начали «душить», – вспоминает Ламанов турнир в Испании. – Я вообще спокойный человек, все вопросы решаю дипломатично. Никогда не ругаюсь и не ору на судей, потому что это бесполезно. Там же я не знал, как себя вести. Постарел, наверное, лет на пятнадцать. Видел всякое. Например, на прошлой неделе на турнире в Петербурге подрались и родители, и дети. А в финале в Испании, несмотря на то что мы обыграли местную команду, родители соперников нам хлопали, детей поздравляли, а после награждения устроили «победный коридор». Это очень сильно!
Естественно, есть в «Голеадоре» и свои звездочки. «К нам обращаются ведущие школы Петербурга, они хотят видеть в своих составах наших детей. Но если ребенок развивается под руководством нашего тренера (а в детском возрасте самое важное – именно тренер), то нет смысла форсировать события и гнаться за «стрелкой» на груди», – считают здесь.
Чем дети младше, тем больше у них желание не сидеть на месте, что-то менять, делать другое. Именно этим объяснялось повальное желание футболистов в «двусторонке» на тренировке… встать в ворота! «Я! Можно я?!» – кричали они наперебой, поднимая вверх руку. При этом именно вратарей в «Голеадоре» не готовят. Те, кто оказывается в воротах, должны уметь хорошо играть ногами, как полевые игроки. Именно в таком возрасте надо скрупулезно развивать технику. Некоторые родители признаются, что раньше их дети никогда постель сами не заправляли, шнурки завязать не могли. А поехали с командой на сборы – и начали это делать. Кто-то постоянно болел, но начал систематически заниматься – и стал здоровее.
В коммерческой школе сложно подбирать детей одного возраста. В городских существует отбор, здесь же его нет. Но в «Голеадоре» все равно стараются формировать группы более-менее равные по уровню развития, чтобы не было одновременно таких, кто мяч принять не может, и тех, кто занимается уже четыре года. Принимают в эту школу и девочек, занимающихся наравне с мальчишками, а оттого и прогрессирующих гораздо быстрее.
– Спорт День за Днем (@sportsdailyru) November 24, 2019
– Надо понимать, что на начальном этапе мы не тренируем, а обучаем, – объясняет Артур Ламанов. – Футбол начинается тогда, когда есть полноценные три линии – защита, полузащита, нападение – и взаимодействие игроков. В три-четыре года детям надо просто прививать любовь к спорту. Футболистами в России становятся одна десятая процента из тех, кто начинает им заниматься в детстве. Поэтому надо просто быть здоровыми. Да и тот же характер воспитывается через спорт. Детям становится проще чувствовать себя в коллективе. Наша задача – не навредить. Особенно способным детям. Есть тренеры, которые стремятся все высосать из талантливых ребят. А надо их просто направлять.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга