Это был странный турнир для сборной России. Первый чемпионат Европы с 24 командами. Россия попала в группу с Англией, Словакией и Уэльсом. Выйти можно было бы даже с третьего места. Если это не «группа жизни», то что тогда?!
Когда не вышли, никто сильно удивился. Ругали, конечно, но не так, как после ЧМ-2014. Там, действительно, было обидно. Позвали итальянца Фабио Капелло, заплатили ему большую сумму, а результат получили, как при Георгии Ярцеве на Евро-2004.
Скомканная подготовка к турниру, потеря из-за травмы двух ведущих игроков, Леонид Слуцкий, который дебютировал на крупном турнире – слишком много оказалось причин, чтобы выйти из группы на Евро-2016. Во второй раз в истории. Первый был на Евро-2008, где дошли с Гусом Хиддинком до полуфинала. У Дика Адвоката такой номер не вышел. Третье место в группе на Евро-2012. Команда Слуцкого оказалась еще хуже.
Что было, уже не переиграешь. Но все же первый вопрос родился сам собой: что бы вы сделали по-другому, если бы такая возможность появилась? В конце-концов никто не мешает нам помечтать.
– Прежде всего я бы изменил процесс подготовки к чемпионату Европы, – отметил Балахнин. – Чемпионат России поздно закончился. 21 мая был сыгран последний тур, а буквально через два дня мы поехали на сбор в Швейцарию. Не дали ребятам даже чуть-чуть отдохнуть.
– Его уже вообще не было. Мы не смогли сдвинуть сроки окончания чемпионата России, что удалось сделать после нас (ЧМ-2018 стартовал 14 июня, а РПЛ завершилась 13 мая – «Спорт День за Днем»). Еще и финиш чемпионата России был напряженный. В последней игре сломался Алан Дзагоев (полузащитник ЦСКА – «Спорт День за Днем», чего мы никак не могли предвидеть. И тогда взяли Романа Широкова.
– Да, но Слуцкий тогда был занят в ЦСКА. Когда ты где-то работаешь, то не всего себя отдаешь сборной России. Надо что-то пробивать. Как, например, изменение календаря чемпионата России. Слуцкий много времени уделял сборной, но ему было не разорваться.
– Это не Мутко решал. Календарь РПЛ был уже сверстан. Там никто не хотел переноса матчей. Итальянцам пошли на встречу перед чемпионатом мира. Ну и что? Было фиаско (сборная России под руководством Фабио Капелло не вышла из группы – «Спорт День за Днем»). Мы пришли в сборную, а календарь уже был. Его раньше сверстали. Трудно что-то переносить, хотя можно было настоять. И даже нужно. Но не смогли.
– Этот вопрос надо было решать оперативно. Я не присутствовал при их разговоре в Казани. После появления Широкова могла поменяться только обстановка внутри команды. В принципе это и произошло.
– Наверное, да, но я бы вообще не называл это конфликтом.
Стали известны детали конфликта Глушакова и Широкова в сборной России на Евро-2016
– Нет игрока, довольного тем, что он сидит в запасе. Здесь вопрос в другом: чем ты жертвуешь и как отдаешься, когда играешь за сборную? Мы со Слуцким говорили футболистам, что на чемпионате Европы нет запасных. Даже если ты не играешь, то участвуешь в создании правильной атмосферы в команде.
– Он был до этого капитаном. Мы не стали ничего менять (в матчах против Англии и Словакии с капитанской повязкой на поле выходил Василий Березуцкий – «Спорт День за Днем»).
– Если люди пустые, и физически, и морально, трудно быть заряженными на результат. Не только Дзюба был выжат. Все находились не в лучшем физическом состоянии, а мы не смогли их вытянуть на пик формы к чемпионату Европы.
– Слуцкий посылал меня на матч «Цюриха», где он тогда играл. Кержаков был в списках сборной. Он сыграл в товарищеском матче (23 марта 2016 года вышел на замену в игре со сборной Литвы – «Спорт День за Днем»), а не включили его в заявку на чемпионат Европы, потому что были ребята сильнее.
– Да, это так.
– Абсолютно нет. После турнира Слуцкого просили остаться, но он отказался. Контракты были заключены до конца чемпионата Европы.
– Это была матч ошибок. Первый гол словаков – пас за спину и элементарная неразбериха. Второй – вообще ротозейство. Соперник выбрасывал аут, отвлеклись, гол. Весь второй тайм мы сидели на воротах сборной Словакии, имели значительное преимущество, отыграли один мяч, а могли и два. Если бы начали второй тайм при счете 0:1, то мы бы выиграли. Я уверен в этом.
– Ничего подобного! Мы исходили из турнирного положения. Нас не устраивала ничья, поэтому не было смысла сидеть в обороне. Выбрали более атакующий вариант.
– Беспомощность... Игроки были сломлены после матча со Словакией.
– Нет, была обычная подготовка. Руководство разговаривало с игроками, но так было перед каждым матчем.
– Он сделал все, чтобы поднять ребят на матч с Уэльсом. Слуцкий сам по себе очень общительный человек. Может говорить с людьми и находить для них слова. То, что я видел и слышал, на мой взгляд, делалось правильно. Но трудно зажечь сгоревшее.
– Нет, мне не хотелось никуда идти. Я был в номере. Викторович то с одним разговаривал, то с другим. К нему заходили ребята.
– Весь штаб ушел. Получилось как-то обыденно. Наутро он мне сказал: «Я подумал и решил, что сборная – это не мое».
– Ни в коем случае. Зная его, это бесполезно. У Слуцкого не бывает вспышек эмоций. Если он говорит о чем-то, то, наверняка, продумал эту вещь. Его потом начали уговаривать, но Слуцкий все равно остался на своем. Хотя я уверен, что он бы справился.
– Думаю, что да. Для этого надо иметь желание и внутреннюю готовность. А знаний и профессионализма у Слуцкого хватает.
– На мой взгляд, с национальной командой должны работать отечественные специалисты. Слуцкий и Черчесов – достойные тренеры для сборной России.
Читайте также
В европейских странах наметилось движение к футбольному ренессансу. А что в России?
Фото: Allsoccer.ru, EPA