На чемпионате мира по хоккею с мячом, который завершился в Кемерове, сборная Монголии заняла пятое место в группе В, то есть 11-е в общем зачете. Или, иначе, – второе с конца. Тем не менее ажиотажу, царившему вокруг этой команды, могли позавидовать все остальные участники, кроме разве что сборной России.
У монголов просили автографы, с ними фотографировались, журналисты выстраивались в очередь за интервью к хоккеистам.
«Им нравится такое внимание», – признался корреспонденту «Спорта» главный тренер сборной Монголии Евгений Выборов. И философски добавил: «Еще бы, в хоккей играть научились…»
Выборов приехал в Улан-Батор поднимать монгольский хоккей с мячом год назад:
«Вы даже не представляете, в каком виде я тут все застал. Игроки были негнутые. Ну, не растянутые то есть. Как крючки».
Зато дисциплина в команде была налажена жесткая. Причем не русский тренер приехал и всех построил. Наоборот, с приходом Выборова обстановка в сборной Монголии стала либеральнее:
«Помню, сильно удивился, когда на одной из первых тренировок мой монгольский помощник принялся бить провинившихся игроков клюшкой. Я этот вид наказания впоследствии заменил на отжимания. А то глупо как-то…»
Игроки монгольской сборной не получают никаких денег за участие в чемпионате мира. В основном в команде студенты, но попадаются и люди постарше, которым пришлось отпрашиваться с работы, чтобы приехать в Кемерово.
Один из хоккеистов по фамилии Мункхболд, общаясь с корреспондентом «Спорта», нахваливал своего главного тренера:
«У меня с ним самые хорошие отношения в команде. Потому что лучше меня никто по-русски разговаривать не умеет. Когда ехали на чемпионат, он меня в тамбуре с сигаретой поймал. Ну все, говорит, до Иркутска сейчас доедем и высадим тебя. Добирайся обратно в Улан-Батор как хочешь. Я попросил прощения. Объяснил, что у меня родители разводятся, поэтому закурил. Ну и он простил меня. Хороший человек».
«Да, было дело, – соглашается Выборов. – Я у него в наказание только шапку лохматую забрал. Потом отдал, конечно, но он по нескольку раз на дню ко мне в номер захаживал: «Где мой шапка? Где мой шапка?»…
Жизнь в Улан-Баторе русскому специалисту, как ни странно, по душе:
«Все очень дешево там, потому что Монголия – какая-то беспошлинная зона, что ли? Я в этом плохо разбираюсь. И при этом в Улан-Баторе вполне себе развитой капитализм. Хорошие сети магазинов, много ресторанов с самой разной кухней, дороги они стараются строить...»
Единственное, что смущает Выборова:
«Народ там очень вороватый». У главного тренера сборной Монголии в первые же дни пребывания на этой гостеприимной земле «подрезали» борсетку: «На базаре я был и, главное, даже за руку поймал того, кто полез ко мне в борсетку. Но в это время подошел другой и все сделал. У них это очень хорошо отлажено».
В Кемерово монголы приехали на поезде. Денег в тамошнем спорткомитете нет, и не предвидится. К тому же, по словам Выборова, страна избалована еще с советских времен:
«Они привыкли, что если русские к ним приходят, то непременно с деньгами. Поэтому вся поддержка со стороны местных властей сводится к моральной».
Может быть, теперь, когда куратором сборной стал первый монгольский космонавт Гурраггча, ситуация изменится в лучшую сторону.
«Нам сейчас помогает один энергетик, который выделил на чемпионат мира 5 тысяч долларов. Вот и все наши деньги. А для того, чтобы поднять в Монголии бенди, нужно 150–200 тысяч, я посчитал. Но теперь хотя бы будет на что лед арендовать, а то даже тренироваться негде», – не теряет оптимизма русский тренер монгольской сборной.