Он был многообещающим футболистом, но завершил карьеру в 20 лет. В этом возрасте обычно заканчивают из-за проблем с сердцем или переломов. У испанца Хави Сенсильо другой случай. После нескольких месяцев тяжелого восстановления он согласился признаться, что ушел из футбола из-за того, что подвергся унижениям, хотя в футболе эту тему не принято поднимать. «Если мое признание хоть кому-то будет в помощь, я уже буду счастлив. Я не хочу, чтобы кто-нибудь прошел через что-то подобное вслед за мной», – так мотивировал Хави Сенсильо свои откровения.
Хави родился в 1999 году в Барселоне, а вырос в муниципалитете Сан-Жоан-Деспи. Его отец был тренером и записал ребенка уже в четырехлетнем возрасте в районную команду «Леванте Лас Планас». В семь лет Хави впервые пострадал от жестокого обращения. Он до сих пор боится назвать своих абьюзеров – были ли то игроки из команды, тренеры, сверстники или шпана из подворотни. Тем не менее, именно этот случай, о котором он до сих пор предпочитает не вспоминать, повлиял на всю его дальнейшую карьеру. С этого момента игра в футбол стала для него попыткой убежать от реальности, Хави стал эскапистом.
Карьера Сенсильо пошла вверх. Он объездил всю Каталонию, дебютировав в школе «Барселоны». Потом были «Гава», «Корнелья», «Оспиталет» за который Сенсильо забил 40 мячей, и «Жабак и Терраса», за который вместе ним выступал Рики Пуч – сейчас он уже вовсю играет за «Барселону», где в лучшем мире мог бы оказаться и сам Хави.
Дальнейший карьерный рост Хави – «Сабадель», куда его пригласили травмированным. Незадолго до перехода Хави Сенсильо сломал ключицу, но каталонский клуб доверился молодому игроку. В «Сабаделе» он прошел путь от молодежной команды до дебюта во взрослом футболе. Главную роль в этом сыграл Пабло Бесерриль, который тренировал молодежь «Сабаделя»: «Пабло тренировал меня как личность, а не как игрока», – признался Хави.
В «Сабаделе» Сенсильо нашел себе гражданскую работу, устроившись складским работником в магазин. Здесь он проводил полдня, чередуя работу, учебу и тренировки. 350 евро из своей зарплаты он тратил на тренера по физподготовке и специалиста по питанию – все ради карьеры в профессиональном футболе. Кроме того, агент посоветовал Хави пройти курс психотерапии – у игрока проявлялись признаки беспричинной тревоги.
Футбольный прогресс продолжился: в зимнее трансферное окно 2018 года за 18-летним Хави пришел «Реал Авилес» из Терсеры. За эту команду Сенсильо забил 10 мячей в 17 матчах, после чего на горизонте нарисовались «Вальядолид», «Овьедо» и «Малага». Он выбрал «Овьедо», и вернулся в ад: стал вновь испытывать беспричинные панические атаки.
Хави по-прежнему усердно тренировался и регулярно выходил на поле. 8 августа 2019-го он на хорошем уровне отыграл 25 минут против «Мелильи», но на следующий день с трудом проснулся и на тренировке почувствовал себя плохо. Последующие тесты дали тревожный диагноз: психотический срыв. «Некоторые оставили футбол из-за проблем с сердцем, коленями или щиколотками. Твоя проблема – голова», – сказал доктор. Хави никак не мог это пережить: «Очень трудно принять, что ты страдаешь психическим заболеванием в таком молодом возрасте. Такое происходит нечасто. Сегодня это все еще осуждается и считается табу», – признался футболист в интервью Marca.
Ментальные проблемы породили физические. Сенсильо подозревал, что это начало конца. Его конечности начали отказывать, начались осложнения, за две недели он похудел на 5 кг.
Несмотря ни на что, футбол оставался для него возможностью бегства от реальности. Он даже подписал контракт с «Лоркой», тренер которой легенда испанского футбола нулевых, уругваец Вальтер Пандиани. Три месяца, девять матчей, два мяча – а затем Сенсильо снова начало охватывать внезапное чувство тревоги. Он принял решение закончить с футболом и вернулся в Барселону, где его на полтора месяца положили в больницу. «Я получил большую поддержку от родственников и людей, которые хотят меня слушать», – признался теперь уже бывший футболист.
Агенты помогли Хави устроиться в тренерский штаб «Наварро» из Терсеры, где он работал с молодыми игроками, но даже в новом качестве он не чувствовал себя комфортно. Он вернулся в Барселону и живет с родственниками. Теперь он хочет выступать с докладами перед студентами и молодыми футболистами. Возможно, ценой своей карьеры он спасет десятки других, а его история сделает мир добрее.
Читайте также
Худший поступок в карьере Семака: Сергея дисквалифицировали на месяц
Фото: Marca