В России кризис? Люди плохо живут? Вы просто находитесь в каком-то неправильном месте. Прилетайте в Сочи, здесь вы сразу почувствуете себя частью олигархического общества.
Кругом одни богачи! Как иначе назвать людей, покупающих по шесть-семь кепок, каждая из которых стоит пять тысяч рублей? У лавок с официальной продукцией «Формулы-1» толпится народ, жаждущий утонуть в бесконечном процессе потребления.
Праздник для обеспеченных
В пятницу сочинский автодром жил по принципу будних дней старых сезонов теннисного SPb Open. Мало людей. Заполнение трибун чисто символическое, без малейшей претензии на аншлаг.
В субботу и воскресенье все по-другому. В выходные начинается заварушка, народ жаждет хлеба и зрелищ, не гнушаясь порочных желаний. «Вот и на моей трибуне авария!» — радостно сказанул кто-то из болельщиков, когда молодой пилот Артем Маркелов раскрошил свою машину в чемпионате GP2 — младшего брата « Ф-1».
Есть страны, где следят за всеми автогонками скопом, но только не Россия. У нас такое событие, как авария с участием нескольких машин и российского гонщика, осталось за бортом информационных лент, в то время как каждый раздутый мыльным пузырем эпизод «Формулы-1» разлетается по Интернету, подобно горячим пирожкам.
Перечислим топ-события Гран-при России: страшная на вид авария пилота «Торо Россо» Карлоса Сайнса-младшего, приковывающее внимание выступление Даниила Квята, туманное будущее команды «Ред Булл» и очередной провал Нико Росберга на фоне триумфа Льюиса Хэмилтона.
Праздник для обеспеченных людей в Сочи удался на славу, спору нет. Город в очередной раз доказал, что готов к любым спортивным вызовам, чего не скажешь о самой «Формуле-1», превратившейся в поставщика довольно унылого шоу.
Безопасная авария Карлоса Сайнса
Давайте начнем с самого главного. Это вовсе не однообразные разборки Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга на трассе, которые уже всем давно наскучили. Главное — разлетевшаяся на куски машина 21-летнего испанца Сайнса из «Торо Россо».
Потомственный молодой гонщик находится в тени своего партнера по команде Макса Ферстаппена. Тот тоже потомственный, но более молодой и значительно более «гонщик». Только в Сочи под занавес сезона испанец получил порцию славы. Правда, для этого ему пришлось уничтожить собственный болид. На вид это было просто ужасно, сердце мгновенно сжалось в ожидании худшего. Малыш Сайнс оказался крепким орешком, и, когда его вынули из машины и уложили на носилки, продемонстрировал поднятый вверх большой палец. Все круто, ребята! Совсем скоро стало ясно, что Карлос совсем не пострадал, поэтому многочисленные интернет-сообщения о «разбившемся гонщике в Сочи» выглядели по меньшей мере кощунственно. Понятное дело, новости без броского заголовка плохо продаются. Однако после чудовищной аварии, погубившей пилота нашей «Маруси» Жюля Бьянки, российские СМИ могли быть сдержаннее в отношении «Формулы» и ее повседневной жизни.
Масла в огонь подлили официальные лица, имевшие неосторожность бросить странные фразы. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев вышел к прессе и сказал прямым текстом: «Сегодняшний случай говорит о безопасности нашей трассы для пилота». Вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что «почти на всех гонках случаются более трагичные эпизоды». Спорные суждения.
На самом деле вся истерия оказалась надуманной. И с трассой все в порядке, и с гонщиком, и со всем остальным, причем настолько в порядке, что Сайнс после аварии уверенно заявил о готовности участвовать в воскресной гонке. Медики тщательно обследовали его, дали согласие и — вуаля! — он в числе участников Гран-при.
Благодаря истории с Сайнсом легко поставить «Ф-1» диагноз. Рецепт приготовления этой гоночной серии таков, что она слишком крутая, слишком хорошо организованная, слишком вылизанная, слишком напыщенная, слишком модная, слишком раздутая, кишащая людьми с дрессированными языками. Как раз тот случай, когда чересчур хорошо — значит плохо. Теряется спортивный дух, в котором обязательно должен присутствовать элемент неожиданности, неугасающая интрига, жесткие фразы, брошенные в пылу борьбы.
Что мы видим на деле? Надоевшую за три сезона «игру престолов» внутри команды «Мерседес», в которой неизменно побеждает плохиш Хэмилтон, а кибальчиш Росберг годен лишь для роли человека, подносящего ему корону. В Сочи снова смогли в этом убедиться.
Почему Росберг одиноко лежит в магазине
Самое дешевое, что можно отыскать и приобрести на территории автодрома, — так называемый «олимпийский кофе растворимый» за 50 рублей. Фирменная кепка Даниила Квята с логотипом «Ред Булл» и вышитой подписью гонщика стоит в сто раз больше. Люди охотно раскупают такие кепки, народу нравится. Также в ходу головные уборы от Льюиса Хэмилтона и команды «Феррари» (Себастьян Феттель, Кими Райкконен). Сувенирная продукция с Нико Росбергом никому не нужна. Люди боятся неудачников как огня. Говорят, это заразно. Даже после победы Росберга в квалификации кепки Нико продолжали сиротливо лежать в магазинах, как Чебурашка до встречи со своим зеленым другом. Никто не верил в бедного немца. Все понимали, что Хэмилтона ему все равно не затмить. В таких вещах массовый зритель никогда не ошибается. У него чутье на лидеров.
Самый дешевый билет на гонки — 7000 рублей, а нормальное место, откуда видно, что Хэмилтон недосягаем на прямых, — 15–20 тысяч. Несмотря на «кусачие» цены, на трибунах в воскресенье не протолкнуться! Прибыл и главный зритель — Владимир Путин, который увидел, как Росберг на первых же кругах потерпел фиаско. Немец так отчаянно жал на газ, истерично пытаясь не дать Хэмилтону выйти вперед, что сломал педаль и был таков.
Льюис, в свою очередь, не дал усомниться в собственном превосходстве. Ему не помешал ни Ромен Грожан, эффектно расколотивший свой «Лотус» на первых кругах, ни Квят, мастерски продвигавшийся вперед, ни Феттель, чуть не сбивший ошалевшего маршала гонки, выбежавшего на трассу подбирать обломки одной из машин. «Это какой-то храбрый сумасшедший русский», — прокомментировал эпизод Себ по командному радио и гоготнул.
Квят в итоге занял вполне достойное шестое место и теперь на очко опережает своего партнера Риккардо. Президент России вручил кубок Хэмилтону, чему британец был несказанно рад.
Старик Берни пляшет лезгинку и спасает «Ред Булл»
Путин, Сайнс, Хэмилтон, Росберг, Квят... Кто еще был на первых ролях в Сочи? Конечно, самый влиятельный человек в автоспорте — Берни Экклстоун.
Все выходные паддок жужжал о скором исчезновении команды «Ред Булл», продукция которой в Сочи расходилась даже быстрее, чем «Феррари» и «Мерседес». Впрочем, тут уж точно вмешался фактор российских зрителей, столь любящих Квята (фанатов Хэмилтона, Алонсо и Райкконена тоже немало, однако все же гораздо меньше).
«Ред Булл» лишился всех поставщиков двигателей на следующий сезон. С «Рено» команда рассорилась из-за проблем, возникших в нынешнем году, «Феррари» и «Мерседес» отказались помогать прямому конкуренту, а маячащая за границами серии «Хонда» — не вариант. Их моторами не рискнет пользоваться даже Карлсон, потому что это чревато падением с крыши.
Встал вопрос о том, что «Ред Булл» покинет «Формулу-1», тем более команда уже давно задумывается об уходе из гонок. Ныне «быки» не на первых ролях, что негативно сказывается на их имидже и главном бизнесе — продаже энергетиков. Как это так, если «Ред Булл» окрыляет? Почему «Мерседес» уже третий год ловко подрезает эти крылышки? Казалось, будущее Квята туманно, и он покинет «Формулу-1», как его предшественник Виталий Петров.
Однако тут в дело вмешался старик Берни Экклстоун, отплясывавший в Сочи лезгинку в свои 80, словно ему в два раза меньше. Экклстоун пообещал разрулить дела в своем авторитарном стиле — он прижмет «Рено», дарует им определенные привилегии, после чего производитель двигателей сдастся и продолжит сотрудничать с «Ред Булл». Проблема решена. Кто бы сомневался, ведь за дело взялся опытный деляга Берни, а он способен справиться с любой трудностью, щелкнув пальцами.
А теперь, господа, глушите моторы! Следующий Гран-при России пройдет в мае 2016 года. Толстосум Экклстоун заверил, что пока он жив, гонка из Сочи никуда не переедет. А жить дедушка всемирных автогонок планирует еще долго и исключительно счастливо.
Сочи