«Назначенная» еще до начала сезона бундеслиги главным преследователем «Баварии» дортмундская «Боруссия» пока что уступает лидирующим мюнхенцам и «Лейпцигу» 6 очков. Пока тренер Томас Тухель прививает желто-черным стиль, который так нравится его вдохновителю Хосепу Гвардьоле, спортивный директор клуба Михаэль Цорк дает «Спорту День за Днем» ответы на вопросы о комплектовании, клубной философии и обращении с тренерами.
Хуммельс не оставил выбора
— Согласно годовому финансовому отчету, «Боруссия» смогла остаться в плюсе даже без учета крупных трансферов Мхитаряна, Хуммельса и Гюндогана, что принесли больше 100 миллионов евро. Каким образом клубу это удалось? Тем более, в прошлом сезоне вы выступали в Лиге Европы…
— Нашей задачей было и остается увеличение доходов от, продажи билетов, сувениров, телевизионных прав и спонсоров. Только уделяя этим аспектам внимание в равной мере мы остаемся способны выдержать конкуренцию с самими могущественными клубами мирового футбола. «Боруссия» не ставила перед собой цели непременно продать своих трех ведущих игроков, прошлое лето в этом плане стояло особняком. Нам бы хотелось продлить контракты со всеми тремя, но когда это оказалось невозможным было принято решение продать их за максимально высокую цену. К счастью, так и получилось.
— Уверены, что дали Матсу Хуммельсу уйти в правильный момент?
— Дело не в том, какой это момент, у нас не было выхода. Матс сказал нам, что хочет вернуться в Мюнхен, в свой родной город, в «Баварию», где он начинал карьеру. И учитывая то, что у него оставался контракт всего лишь на год, мы обязаны были его продать. И, между прочим, продали за рекордную сумму для игрока, с таким статусом контракта.
— Вы были полностью довольны тем, как Генрих Мхитарян выступал за «Боруссию»?
— Последний год он провел великолепно. В случае с ним мы столкнулись с той же проблемой: дать ему уйти бесплатно через год, или продать максимально выгодно. В итоге продали, и даже выгоднее, чем Хуммельса.
— При этом «Боруссия» так провела селекцию, что получила едва ли не по три игрока на каждую позицию в основном составе. Мечта любого тренера, но есть мнение, что Томасу Тухелю будет сложно поддерживать всех в одном игровом тонусе. Как и избежать недовольства со стороны тех, кто редко играет.
— Самое главное здесь — предоставить каждому игроку шанс пробиться в число тех одиннадцати, что чаще всего будут выходить на поле. В прошлом году наша скамейка была короче, но нам повезло, мы практически избежали серьезных травм. В этом сезоне ситуация обратная. В матчах Лиги чемпионов мы вынуждены были задействовать с первых минут сразу двоих 18-летних игроков. Средний возраст команды при этом составлял 22 года. В целом, первые месяцы показали: сезон, который включает в себя выступление в Лиге чемпионов, предъявляет очень высокие требования к составу.
— Доводилось слышать, что Юрген Клопп не был большим любителем обсуждать трансферы. В том числе и потому, что всегда знал: за его спиной есть Ханс-Йоахим Ватцке и Михаэль Цорк, которые решают вопросы. Это так?
— На самом деле нет. Каждый вопрос, связанный с приобретением игрока, руководство непременно обсуждает с главным тренером. Хотя, конечно, любой тренер связан повседневными задачами по подготовке команды к матчам и поэтому предпочитает большинство моментов по скаутингу и селекции отдавать на откуп офису.
— Томас Тухель такой же?
— В большей мере да. Но в «Боруссии» никогда не примут решение о покупке игрока, если он не нужен тренеру. Такой переход не поможет команде. Другое дело, что в трансферной работе бывают случаи, когда интерес к тому или иному футболисту изначально проявляет тренер, а бывает, что первым на потенциального новичка обращает внимание руководство или скауты. Тогда самым важным является достижения согласия на переход всех сторон.
Китайский игрок в Дортмунде? Недальновидно!
— Почему «Боруссия» не ввязывается в активную охоту за футболистами на юношеском уровне, как это делают «Хоффенхайм» или «Лейпциг»? Полагаю, вы могли бы легко составить им конкуренцию.
— Последние выступления наших юношеских команд в бундеслиге юниоров (U-17 и U-19) показали оправданность нашей интенсивной работы с собственными резервами. Разумеется, конкурировать на этом уровне приходится с теми, о ком вы говорите, но «Боруссии» есть чем привлечь. Например, возможностью выступать на высшем европейском уровне, в Лиге чемпионов, той же юношеской Лиге УЕФА. Разумеется, следует помнить при этом: мы не можем решить всех поставленных перед клубом задач, используя одну лишь молодежь.
— Этим летом «Боруссия» снова гастролировала в Китае. Может ли однажды такое произойти, что клуб приобретет футболиста из этой страны? В коммерческих целях?
— Cкажем так: такое решение было бы очень недальновидным. Мне кажется, мы бы оскорбили самих китайских болельщиков таким шагом.
— Американца Кристиана Пулишича приобретали в 16-летнем возрасте именно по спортивным соображениям?
— Его ценность, как игрока, не подвергалась сомнению с самого начала. Как не подвергается и сейчас — ради такой игры, как Пулишич показывает, мы его и приобрели.
— «Боруссия» назвала слухами разговоры о собственном интересе к зенитовцу Олегу Шатову…
— …и такие слухи мы на самом деле не комментируем.
— Марк Бартра — полноценная замена Хуммельсу?
— Подбор игрока точь-в-точь похожего на того, что ушел, не является нашей философией. Каждый раз, когда кто-то из ключевых игроков покидает команду, это дает новую динамику развития, импульс для тех, кто остался. То же самое для новичков. Только так, развиваясь, ты можешь оставаться на вершине, будучи сконцентрированным и нацеленным на успех. Если конкретно о Марке, то он еще молодой игрок, но уже обладает высоким уровнем мастерства. Мы уверены, что он еще не раскрыл свой потенциал.
— Чья была идея привести в «Боруссию» из «Мюнхена-1860» Юлиана Вайгля?
— Идея «Боруссии» (Дортмунд) (Смеется). На самом деле, мы следили за ним еще до того, как он начал регулярно играть в основном составе в Мюнхене.
— Правда ли, что в «Боруссии» отсматривают игрока не меньше двух лет, прежде чем принимается решение о покупке?
— Задача всегда одна — собрать об игроке как можно больше информации. Иногда этот процесс действительно занимает два года, а то и больше. Но иногда это невозможно, а иногда даже и не нужно.
Как соблюдать традиции региона
— Матч с «Ливерпулем», проигранный в четвертьфинале Лиги Европы 3:4 («Боруссия» вела 3:1 — «Спорт День за Днем»), еще «болит»?
— То, как мы проиграли, будучи в шаге от выхода в полуфинал, действительно больно вспоминать. Победа в Лиге Европы — это то, чего в истории «Боруссии» еще не было. Но те матчи нас многому научили, мы смотрим вперед и пытаемся выглядеть лучше в Лиге чемпионов.
— Сложно ли команде переключаться со стиля игры при Юргене Клоппе на то, что хочет видеть Томас Тухель?
— Я бы не назвал изменения слишком уж кардинальными. Отмечу то, как команда прибавляет в качестве— том самом, что и позволило нам превратиться из постоянно прессингующей, заточенной на отбор мяча команды, которую мы видели при Клоппе (особенно в ранние годы его работы) в команду, постоянно владеющую мячом. Даже в матче с «Реалом» (2:2 в Дортмунде — «Спорт День за Днем») у нас процент по этому показателю оказался выше! Главное — что мы обязаны сохранять традиции «Боруссии», клуба из региона Рур, всегда играть в атакующий футбол, который основан на тяжелой работе. И у нас это получается.
— Тяжело ли вам, как спортивному директору, успокаивать главного тренера, когда дела идут не лучшим образом?
— Сохранять спокойствие в клубе и на публике — как раз и есть одна из важнейших задач. Особенно, когда дела идут плохо.
— Как «Боруссии» обойти «Баварию». Выделите ключевые, которые бы могли снова привести клуб на вершину?
— Невероятная сила «Баварии» в последнее время постоянно находит подтверждение в матчах. Тем не менее, мы побеждали ее. Чтобы одолеть ее именно по итогам чемпионата нужно, конечно, и то, чтобы «Бавария» не реализовала весь свой потенциал.
— Вы работаете в «Боруссии» очень давно. Можете представить себя на руководящем посту в другом топ-клубе?
— Одного слова достаточно, чтобы ответить на этот вопрос: Нет!
Дортмунд — Спб
Интервью организовано с помощью медиа-департамента «Боруссии» (Дортмунд)