• Мечты на фоне криминала

    Ленинградское дело

    13.08.15 23:25

    Мечты на фоне криминала - фото

    Фото: EPA/VOSTOK-Photo

    Двадцать лет назад (а точнее — 13 июля 1995 года) на заседании городского правительства мэр Петербурга Анатолий Собчак подписал и передал президенту Олимпийского комитета России Виталию Смирнову официальное обращение с просьбой поддержать кандидатуру города на Неве на проведение Олимпийских игр 2004 года.

    Заявку отправили по факсу

    Не прошло и недели, как уже в Москве состоялась важная конференция, на которой была рассмотрена питерская заявка. Поддержать свое детище в Первопрестольную отправилась делегация во главе с самим Собчаком в составе восьмидесяти трех человек, в том числе популярных актеров, видных ученых, звезд спорта. Олимпийское собрание практически единодушно поддержало дерзкую идею. Лично Смирнов в тот же вечер отправил заявку по факсу в штаб-квартиру МОК и заявил:

    — С точки зрения Олимпийского комитета России, в пользу Петербурга говорит огромный опыт нашей страны в проведении крупных соревнований. Мы ни разу не сорвали ни одного спортивного мероприятия. Также неоспоримы заслуги России в области олимпийского движения и пропаганды идеалов Пьера де Кубертена

    Идеалы, конечно, вещь хорошая, но скептики назвали сумму бюджета, которую надо было затратить на предвыборную гонку. Получалось, налогоплательщикам предстояло раскошелиться на 20 млн долларов!

    Разве бейсбол в олимпийской программе?

    Одним из главных козырей Северной Венеции стала туристи­ческая привлекательность. В заявке не забыли упомянуть: «Петербург — один из красивейших городов мира, музей под открытым небом, памятник ЮНЕСКО». Олимпийские мечтатели забыли, что крупнейшему спортивному форуму необходимы современные стадионы, бассейны, спортзалы...

    Вот яркая иллюстрация призрачности грандиозного проекта. Как-то раз на пресс-конференции зарубежные журналисты спросили вице-мэра Валерия Малышева, есть ли в городе специальный стадион для бейсбола.

    — Бейсбол? — переспросил Валерий Иванович. — Разве он входит в олимпийскую программу? Ничего, можно провести ваше американское развлечение на «Обуховце». Как раз подходит.

    Надо ли напоминать, сколь убогое зрелище представлял из себя в лихие 1990-е стадион Обуховского завода?

    Русскому — хорошо, немцу — смерть

    Анекдотическая ситуация произошла с неким немецким журналистом, который в кулуарах поинтересовался у питерского коллеги, где в Петербурге могла бы пройти церемония открытия Олимпиады-2004?

     

    — Как это где? — немного даже обиделся петербуржец. — На стадионе имени Кирова!

    — А когда же вы его успели построить? — не унимался иностранец.
    — В 1932 году!

    Пожилой немецкий репортер схватился за сердце.

    Конечно, городские власти понимали, что многие объекты надо серьезно реконструировать, а кое-что строить «с нуля». На полном серьезе предлагалось часть средств перенаправить из бюджета, который предназначался для грандиозного празднования 300-летия города. Как известно, это знаковое событие отмечалось в 2003 году. А там до Олимпиады — рукой подать. Расслабляться было нельзя, ведь и конкуренты в этой гонке оказались серьезные — Афины, Буэнос-Айрес, Лилль, Рим, Сан-Хуан, Стамбул, Стокгольм, Кейптаун, Севилья и Рио-де-Жанейро.

    Черный день

    По праву 7 марта 1997 года оказалось черной датой для мечтателей из Смольного. Именно в этот день на олимпийской сессии в Лозанне выборщики оставили из одиннадцати претендентов только пять финалистов. В гробовой тишине председатель выборной комиссии и первый вице-президент МОК Марк Ходлер назвал имена счастливчиков в алфавитном порядке — Афины, Буэнос-Айрес, Кейптаун, Рим и Стокгольм.

    Российская делегация не ослышалась — Петербург выбыл из гонки уже на первом этапе. И эта катас­трофа произошла, даже несмотря на то что за три дня до сессии официальные гарантии Самаранчу отправил сам президент страны Борис Ельцин.

    Почему же наша заявка не понравилась членам МОК?

    Здесь надо пояснить, что выборщики формировали свое представление о претендентах главным образом по отчетам оценочной комиссии и... по газетным публикациям.

    Не удивляйтесь, ведь оценщикам категорически запрещено ездить по городам-кандидатам. Уж больно сильна здесь коррупционная составляющая. Поэтому в Лозанне создали специальную аналитическую группу, которая отслеживала все публикации в национальной прессе. Особый интерес экспертов вызывали критические материалы о городах-претендентах. Каждый негативный факт тщательно проверялся.

    Криминальная столица

    Чего греха таить, противников проведения Игр в городе на Неве было предостаточно. Находились «засланные казачки» в самом Петербурге.

    Так, скептики утверждали, что новые спортивные объекты могут серьезно нарушить традиционный архитектурный ансамбль.

    В качестве аргументов против приводились нестабильная политическая ситуации в России, непредсказуемость исхода президентских выборов, да и криминальная ситуация не повышала шансы города.

    По зловещей иронии судьбы именно 1995 год стал поистине кровавым для общественной жизни города.

    Семью выстрелами в упор был убит член оргкомитета Игр доброй воли, эксперт дирекции внешнеэкономической деятельности Национального фонда спорта Лев Гаврилин.

    30 июня в результате перестрелки на Московском проспекте погиб один из авторитетных криминальных лидеров Николай Гавриленков.

    В подъезде собственного дома наемным киллером был застрелен основатель Международной академии боевых искусств, мастер спорта, чемпион СССР по карате, президент Федерации хапкидо России Вячеслав Цой.

    В сентябре убили председателя комиссии одного из избирательных округов Евгения Хмельницкого, которого на эту должность назначил Собчак.

    И это только самые громкие заказные преступления, а ведь газеты практически ежедневно пестрели заголовками «Убит», «Найден мертвым», «Пуля оборвала жизнь»...

    За городом прочно закрепилась слава криминальной столицы России, а чем закончилась эта олимпийская история, всем известно: 5 сентября 1997 года в той же Лозанне столицей Олимпиады были названы Афины. Победитель получил от МОК беспроцентный кредит в миллиард долларов. Как говорил великий сыщик Шерлок Холмс, за такой куш стоило бороться.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»