(Фото: ФК «Зенит»)
На сбор в Доху вместе с «Зенитом» отправился 34-летний голкипер Вячеслав Малафеев, который не всегда был рядом с командой в минувшем году. Это, скорее всего, означает, что между ним и 23-летним Юрием Лодыгиным развернется конкуренция за место в воротах команды. Хотелось бы, чтобы она носила честный и здоровый характер. Ведь если все сложится хорошо, отпадет необходимость укреплять зимой эту линию «Зенита».
Успешный трансфер «Зенита»
Все мы помним ситуацию, сложившуюся в прошлом году. Вячеслав Малафеев залечивал травму. Тем временем клуб неожиданно приобрел у греческого «Ксанти» мало кому известного Юрия Лодыгина. Всего за 900 тысяч евро — непривычные для «Зенита» деньги.
Парень пришелся ко двору. Сыграл во всех матчах — а их было 31 — первой половины сезона, в которых пропустил 32 гола. Но главное заключается в другом. Нечасто бывает так, что приходит в команду вратарь и с ходу заменяет того, кто считался не только «надежей и опорой», но и символом клуба. А в том, что Малафеев — символ, сомневаться не приходится. Играет за «Зенит» с конца ХХ века, выиграл с клубом все титулы в новейшей истории, дорос до сборной России.
Почти сразу можно было определить, что молодой Лодыгин — отличное приобретение. Об этом, кстати, сказал спустя некоторое время после того, как купили новичка, и сам Малафеев. У него глаз наметан, а на тренировках все видно.
Когда Лодыгин только приехал в «Зенит» (это случилось летом), я как раз часто ездил на базу команды в Удельном парке и присоединялся к весьма своеобразному племени болельщиков, которые наблюдают за тренировками сине-бело-голубых из-за забора. За новобранцами всегда интересно наблюдать: кто такой, что умеет, как выглядит?
Первое, что привлекло, — орлиный профиль вратаря. Он выдавал в нем человека целеустремленного, волевого, мужественного. Как говорили про старшего Баскервиля, «сэр Чарльз был человек властный, умный, весьма практический и отнюдь не фантазер». «Ну действительно, — подумал я, — вратарь должен быть именно таким».
Второе, на что обратил внимание: очень уж точно парень умеет выбивать мяч в поле с руки. Особенно правой ногой. Это умение сразу стали оттачивать на тренировках «Зенита». Михаил Бирюков, тренер вратарей, вставал на противоположную половину, и Лодыгин выбивал в его сторону мяч — процент точности был высок.
Несколько раз Юра демонстрировал это умение в играх за «Зенит». Проблемы, как я понял, возникают не с тем, как он вводит мяч в игру, а с тем, когда Лодыгин это делает. Лучано Спаллетти хотел бы, чтобы вратарь делал это немедленно, если есть для этого возможность. Шанс быстро начать атаку, когда соперник еще не вернулся на свою половину, — один из самых дорогих в футболе. Поэтому и говорят, что нападение начинается у своих ворот, защита — у чужих.
Остальные достоинства Лодыгина болельщики увидели уже по ходу сезона: реакция, прыгучесть, бесстрашие, умение спасать. Самое же ценное в новом голкипере «Зенита», на мой взгляд, — его жилплощадь (шутка), его харизма. Это то, что есть, скажем, у Игоря Акинфеева, причем проявилось уже в раннем возрасте, и то, чего нет у многих других вратарей.
Лодыгин — из тех, кто страшно переживает из-за каждого пропущенного гола, может завести по ходу матча и себя, и партнеров, способен держать оборону в кулаке, в нем чувствуется дух воина, от человека исходит уверенность. Такой мгновенно завоевывает авторитет в команде, даже если он в ней недолго и имеет недостатки. Они, конечно, у Лодыгина есть, как и у каждого вратаря. Но в целом это одно из самых успешных приобретений «Зенита» в новейшей истории. Юра может стать надежным стражем ворот на долгие годы.
Тренер разберется, кому доверять
У Вячеслава Малафеева ситуация другая. Он прожил в футболе долгую жизнь, считает себя авторитетом. И не без оснований. У Славы есть амбиции. Он мог ревниво воспринять тот факт, что в «Зенит» пришел новый вратарь и ему всецело доверяет Лучано Спаллетти. Так же Слава в свое время нервно воспринял симпатию тренера сборной Фабио Капелло к тому же Акинфееву. Некоторые утверждают, что именно из-за этого Малафеев решил прервать выступление за сборную России, цвета которой он защищал на последнем крупном турнире — Евро-2012.
В «Зените» тоже возникла по ходу сезона непростая вратарская ситуация. Ее на одном из брифингов для СМИ охарактеризовал Спаллетти. Сказал, что у Малафеева какой-то свой план тренировок, особые договоренности с клубом. Там, мол, и справляйтесь о судьбе вратаря. Это навело на мысль о том, что между тренерским штабом и Славой нет взаимопонимания.
Малафеева могло не устраивать отношение к нему Спаллетти, тренера — то, что Слава никак не приступит к тренировкам. Что было тому причиной — личные мотивы вратаря, его травмы, — сейчас не будем разбираться. Суть в том, что Малафееву надо выполнять контракт, заключенный с клубом до лета 2016-го. И для этого надо, как говорится, находиться в «обойме», тренироваться на общих основаниях. А уж тренер решит, кому стоять в воротах. Милиция разберется, кто из них холо… то есть царь.
То, что Вячеслав Малафеев не сказал своего последнего слова в футболе, — бесспорно. Лишь бы не подвела спина, которая мучает голкипера не первый год. Юрий Лодыгин, несмотря на сильный характер, вовсе не из тех, кто будет биться головой об стенку, если вдруг в воротах ему предпочтут другого. Если такое случится, Лодыгин еще яростнее будет работать на тренировках. Юра уважает Славу.
Словом, все есть для того, чтобы двум медведям ужиться в зенитовской берлоге. И сотрудничать на благо команды. А 20-летний Егор Бабурин пусть набирается мастерства и готовится подставить плечо, если возникнет необходимость. Тем более что такой опыт у него уже есть.