• Магнус Карлсен — новый Таль?

    23.12.09 17:14

    Магнус Карлсен — новый Таль? - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    После третьей партии «Битвы гигантов», как официально называется матч Спасский — Корчной, Виктор Львович решительно отказался от традиционного совместного анализа с партнером.

    Поднявшись в пресс-центр, он объяснил журналистам:

    — Спасский начал хорохориться, спрашивать: «А почему это у меня было хуже?» Да потому, что у него все фигуры плохо стояли! Сбежал на ничью без пешки — молодец, но ведь он хотел мне показать, что играл очень умно!

    Корчного переполняли эмоции, он не скрывал досады от того, что упустил отличные шансы на победу. Спасский остался на сцене и стал обсуждать варианты с главным судьей Борисом Хроповым. Экс чемпион мира избегает общения с прессой; даже удивительно, что по образованию он журналист. Наоборот, Корчной охотно высказывается на различные темы, не щадя при этом ни себя, ни других:

    — Думаю, я сейчас очень слаб в теории дебютов, поскольку не вполне уверенно владею компьютером. Молодые шахматисты постоянно меня переигрывают в начальной стадии. А что делает Спасский? Он вспоминает свои дебюты 60-летней давности. За 60 лет там кое-что изменилось, а он этого не знает и играет!

    Похоже, Корчному хотелось «сбросить пар», и он стал вспоминать финальный матч претендентов со Спасским, который проходил в 1977 году в Белграде. Бывшие ленинградцы, они тогда уже год жили на Западе: Корчной отказался вернуться домой после турнира в Голландии, а Спасский женился на француженке, получил двойное гражданство и переехал в Париж. По мнению Корчного, в Белграде соперник пользовался помощью многочисленных советских специалистов, включая парапсихологов, — мол, это была генеральная репетиция перед скандально известным поединком Карпов — Корчной в Багио. В автобиографической книге «Шахматы без пощады» Виктор Львович по­дробно описал перипетии белград­ского матча, обвинив 10-го чемпиона мира в неспортивной игре. На мой вопрос, обсуждал ли он когда-нибудь со Спасским матч в Белграде и свою книгу, Корчной ответил:

    — Нет, это темное пятно в наших отношениях. Если что-то не так, он мог бы публично мне возразить, но и на это у Спасского не хватило настроя.

    Краткое резюме четвертой партии, также завершившейся вничью, подвел Спасский:

    — Да, мы сегодня зевали, как добры молодцы!

    Его поддержал Корчной, заявив, что «гиганты состарились» и потому интересные замыслы перемежаются у них нелепыми просчетами. Корчной приехал в Элисту прямо с супертурнира в Лондоне, и корреспондент «Спорта» попросил его высказать мнение о молодых гигантах, в частности о Магнусе Карлсене. После продолжительной паузы Корчной назвал сначала другую фамилию:

    — Одним из гениальных шахматистов я считаю Левона Ароняна — он способен за доской находить колоссальные вещи! Когда речь заходит о Магнусе Карлсене, я употребляю, наверное, не всем понятное выражение: «химичит» человек. Он не просто играет в шахматы, а обладает колоссальной психической силой, как Михаил Таль, и заставляет противников допускать ошибки. Вообще с Карлсеном происходят невероятные вещи. Например, он всегда вытягивает на жеребьевке номер один. Его считают гением; вероятно, он скоро получит рейтинг 2900. Но это не совсем шахматная игра!

    — А кого вы считаете фаворитом в намеченном на весну матче Ананд — Топалов?
    — Ананд за доской намного сильнее.

    Во вторник в Элисте был выходной. Пока со счетом 2,5–1,5 лидирует Корчной. Соперникам предстоит сыграть еще четыре партии.

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»