Начиная с сезона-2019/20 в России английская премьер-лига в течение трех лет будет транслироваться в принадлежащем Rambler Group интернет-кинотеатре Okko. Это отличный повод вспомнить об истории платного показа футбола в России и сделать предположение о будущем нового проекта.
Для большинства болельщиков любой спорт заканчивается тем, что транслируют на общественных каналах. Стоит игра на канале «Матч-ТВ», а лучше на Первом – отлично. Если нет, тогда в лучшем случае будет нытье на просторах Интернета по поводу того, что на любителях спорта зарабатывают, отправляя самое интересное в платный сегмент; а в худшем – о существовании этой встречи и вовсе не вспомнят.
Хотя привычка платить за просмотр спорта уже могла бы сформироваться, ведь платное телевидение появилось в России еще в далеком 1996 году, когда осенью был запущен «НТВ-Плюс» и по нему стали транслировать отдельные игры топ-чемпионатов. Первой в истории всех платных футбольных трансляций в России стала игра немецкой бундеслиги между «Вердером» и «Кельном». В первые годы существования «НТВ-Плюс» выбора трансляций у компании не было, и, например, Германию всегда показывали по пятницам, а Италию в воскресенье днем. Если главный матч тура попадал на другое время, то его фрагменты можно было увидеть только в обзоре спустя несколько дней.
Постепенно все пришло в норму, и уже в начале XXI века главные игры топ-5 чемпионатов практически всегда были в доступе тех, кто был готов платить за просмотр. Часть матчей на стыке двух веков доставалась и любителям футбола, не считавшим нужным платить за трансляции, потому что параллельно с «НТВ-Плюс» Англию одно время показывал «РЕН ТВ» (один матч из тура, причем в записи), а Испанию 7ТВ. Однако главным было то, что, имея всего лишь одну спутниковую антенну, можно было получить всю палитру европейского футбола.
Серьезное изменение случилось в 2010 году, когда ВГТРК купила права на английскую премьер-лигу сроком на три сезона, отобрав их у «НТВ-Плюс». Трансляции шли на трех каналах: «Россия 2» (в бесплатном доступе), «Спорт 1 HD» и «Спорт 1». Поскольку ВГТРК не собирался ни делиться сублицензией, ни позволять «НТВ-Плюс» включать эти каналы в свои пакеты, то тем, кто не хотел зависеть от выбора матчей на федеральном канале, пришлось устанавливать дополнительную антенну. До сих пор помню, как я вынужден был ставить тарелку ныне уже не существующей «Радуги ТВ», в чей пакет входили те самые «Спорт 1 HD» и «Спорт 1». Только это гарантировало возможность в любом случае посмотреть впрямую топовые игры, а уж на «Астон Виллу» с «Вулверхэмптоном» без подобных «танцев с бубнами» рассчитывать и вовсе не приходилось.
Но уже весной 2012 года те самые каналы ВГТРК, где транслировалась АПЛ, были включены в систему «НТВ-Плюс» и необходимость в антенне другого оператора отпала. В 2013 году контракт ВГТРК с Англией закончился, и его снова вернул себе «НТВ-Плюс». Правда, после этого ВГТРК предпринял еще одну попытку вести свою игру, купив права на трансляцию французской Лиги 1. Но все-таки этот турнир был куда менее привлекателен в сравнении с английским элитным дивизионом, даже главные матчи не всегда попадали на «бесплатную» «Россию 2». А обладателям полного комплекта каналов «НТВ-Плюс» было уже все равно, где смотреть Францию, но каналах собственного производства оператора или на включенном в пакет «Спорт 1».
Следующим ключевым моментом стало преобразование «России 2» в «Матч-ТВ» осенью 2015-го, а главное – включение всех спортивных каналов «НТВ-Плюс» в общую семью платных каналов, но уже теперь «Матча». Несмотря на критику структуры под управлением Тины Канделаки и временное исчезновение с экранов испанской примеры, демонстрировавшейся тогда только на «Силе ТВ», впервые в истории отечественного ТВ болельщики могли смотреть такое количество игр чемпионатов европейской топ-5 в прямом эфире. Да и в Европе подобного сейчас нет нигде – почти за весь импортный футбол приходится платить.
Казалось бы, «конец истории» и застывшая форма, но в апреле этого года стало известно, что права на Англию сроком на три сезона покупает интернет-кинотеатр Okko. Сумма сделки составила около 7 млн евро, хотя до этого «Матч-ТВ» платил 6,5 млн и хотел снизить стоимость. Сразу же можно сказать, что отбить затраты напрямую у структуры Rambler Group вряд ли получится. Да, сейчас английский футбол на подъеме, на руку новичкам футбольных трансляций сыграла невольная реклама, ведь сразу в двух европейских финалах сыграли четыре представителя АПЛ, может быть, Жорже Мендеш пристроит в Англию Артема Дзюбу, но этого мало!
Заплатить три тысячи рублей за полный сезон, и это если оплачивать до конца июля (до конца сентября четыре тысячи, в любой другой период 5200 рублей), решатся немногие. Даже за РПЛ платить 229 рублей в месяц хотят не все, а в пересчете на целый год это получается меньше, чем английский пакет от Okko. Понятно, что АПЛ продает свои права значительно дороже, чем РПЛ, и качество продукта выше, но фактор «своего родного» нельзя не учитывать. Второй важный аспект – трансляции через Интернет. Все-таки для большинства смотреть что-то традиционным телевизионным способом удобнее. Хотя отсутствие необходимости устанавливать дополнительное оборудование – это плюс Okko.
Но скорее всего, устраивая эту «революцию», руководители Okko хотят через футбольных болельщиков получить новую аудиторию для всего интернет-кинотеатра. Например, если молодой человек оплатит трансляцию одного игрового дня (а такая возможность тоже будет), то уже вечером того же дня он может купить и трансляцию фильма для себя и своей жены, чтобы не быть обвиненным, будто он только и смотрит футбол. А дальше может последовать подписка на какой-то сериал и так далее, чтобы уже не отпускать клиентов. По-настоящему оценить перспективы нового проекта можно будет только в конце лета – начале осени, когда он уже станет полноценно работать. А пока лучше подписаться за три тысячи, чтобы смотреть одну из сильнейших лиг мира, и поверьте, это обойдется значительно дешевле и менее трудозатратно, чем установка дополнительной антенны, как это было в случае с уходом английских прав к ВГТРК почти десять лет назад.
Фото: EPA
Читайте также
Rambler объявил стоимость подписки на матчи АПЛ в следующем сезоне
Жадность губит футбол в России. Что общего между продажей пива и показом АПЛ
Это шаг в новую эпоху футбольных трансляций. Почему АПЛ на Оkko – это лучшая пропаганда футбола?