Соревновательная программа юбилейного, 110-го (!) чемпионата мира по фигурному катанию должна был стартовать сегодня, 18 марта, в Монреале. Именно сегодня должны были впервые выйти на лед женщины (а также спортивные пары).
Вот уж где россиянам гарантированы были бы медали и как минимум, одна золотая. Кто-то из трио учениц Этери Тутберидзе – Алена Косторная, Анна Щербакова и Александра Трусова –непременно стала бы чемпионкой мира в женском одиночном катании.
На льду девушки из группы Этери Георгиевны непобедимы, но праздника не будет, как и самого чемпионата. Коронавирус взял над ним верх.
В долгой и яркой истории этого вида спорта уже бывали случаи, когда скандалы лишали фигуристов, в частности советских (мы сегодня их и вспоминаем) казавшейся гарантированной победы.
Судьи оценили, но не сразу
Фантастически успешный, хоть и тоже погрязший в скандалах, тренер Станислав Жук был невероятно амбициозным мастером фигурного катания, выступавшим в паре со своей женой Ниной Жук (Бакушевой). Их основными соперниками были ленинградцы Людмила Белоусова и Олег Протопопов.
Соревноваться с ними в артистизме, пластике, зрелищности программ, каждая из которых представляла собой мини-спектакль, Жуки, как все звали Нину и Станислава, не могли. Они сделали ставку на сложность программ, прыжки, акробатику. Помогло, но не сразу.
В 1958 году Жуки первыми в мире применили новый элемент: поддержку на одной руке! Это теперь ее можно увидеть даже в шоу, а тогда было откровение. Но судьи решили, что новинка слишком опасна (такие были времена) и … элемент не засчитали, напротив, снизили баллы за техническое исполнение. На ЧМ-1958 Жуки стали только восьмыми.
Мечта Нины и Станислава не сбылась, чемпионами мира они так и не стали, а парадокс в том, что вскоре поддержку на одной руке в парном катании одобрили и разрешили. Но время, а с ним и шансы, были упущены.
Шекспировские страсти. Сурайкин полез по трубе
Станислав Алексеевич решил отыгрываться со своими учениками и стал тренером. Ставка на сестру Татьяну Жук себя не оправдала. Она меняла партнеров, выступая сначала с Александром Гавриловым, а затем с Александром Гореликом, но уступала ученикам питерской школы парного катания Игоря Москвина.
Жук не сдавался. Его новый дуэт – Ирина Роднина и Алексей Уланов – создал еще более технически сложную программу, и в 1969-м они стали чемпионами мира, превзойдя ленинградскую пару наставника Игоря Москвина – Людмилу Смирнову и Андрея Сурайкина.
Людмила – изысканная красавица, грациозная и пластичная, партнер ей под стать, не в ущерб техническому оснащению они создавали маленькие произведения искусства на льду. Амплитуда и высота прыжков Родниной поражали воображение. Ученики Жука побеждали, но разговоры о субъективизме в оценках фигуристов становились все громче. Питерцы смотрелись не хуже Родниной и Уланова. Людмила и Андрей не очень-то и скрывали, что их связывает не только фигурное катание. Но до брака не доходило, поговаривали, что родителям Андрея не очень нравилась красавица-партнерша их сына.
Слухов вокруг сказочно популярного тогда в стране фигурного катания было очень много. И в эпицентре их всех – два этих дуэта. Их обожали все болельщики и все были уверены, что обе пары скоро поженятся. И вот тут-то разразился скандал, который по советским неписанным правилам постарались замять, но вскоре все тайное стало явным.
Национальная команда фигуристов готовилась к Олимпиаде-1972 в Саппоро. Естественно, на сборах. По слухам, доносившимся из лагеря сборной, Андрей Сурайкин, узнав, что партнерша Людмила закрутила роман с Алексеем Улановым, полез по водосточной трубе отеля, чтобы заглянуть в окно ее номера. Неизвестно, что он там увидел, но ... Людмила Смирнова заявила, что не будет больше выступать с Сурайкиным, а намерена кататься с только Улановым. Алексей заявил, что расстается с Родниной и будет выступать с любимой им Смирновой.
Разгорелся грандиозный скандал. Холодная война в разгаре, спорт – важнейшее оружие, два этих дуэта на Олимпиаде – два гарантированных комплекта наград, а им любовь подавай! Разруливали ситуацию высшие руководители Комитета по физкультуре и спорту. Пообещали фигуристам исполнить все их пожелания, но… после Саппоро. Где у обеих пар вышел последний прокат. Победили Роднина и Уланов, хотя многие даже советские эксперты посчитали, что если б не судьи, питерцы были сильнее.
Людмила Смирнова, встав в пару с Улановым, так и осталась вечно второй. Андрей Сурайкин начал кататься с Натальей Овчинниковой – неплохой одиночницей, сестрой легендарного фигуриста Юрия Овчинникова. Но ничего у нового дуэта не вышло. И только Ирина Роднина, встав в пару с никому неизвестным Александром Зайцевым (он-то больше всех и выиграл от этих шекспировских страстей), оставалась непобедимой чемпионкой еще много лет. За Зайцева и замуж вышла. Со временем развелась.
И Людмила Смирнова, и Андрей Сурайкин вполне могли стать чемпионами мира. Но страсти взяли верх над спортивными амбициями.
А все-таки, лучше потерять титул из-за любви, чем из-за этого проклятого коронавируса!
Читайте также
Из-за коронавируса закрыли каток, где работал олимпийский чемпион
Фото: EPA, Ltk-cska.ru