• Координатор проекта «Велосипедизация Петербурга» Ольга Мнишко: Велосипед — альтернативный транспорт, а не забава для маргиналов

    Специальный проект «Спорта День за Днем»

    30.03.16 03:08

    Координатор проекта «Велосипедизация Петербурга» Ольга Мнишко: Велосипед — альтернативный транспорт, а не забава для маргиналов - фото

    Футбольные болельщики — народ неприхотливый. До стадиона на такси их везти не надо. Подойдет и общественный транспорт. Велосипед — тоже прекрасный выход из положения. Если, конечно, поездка на нем не угрожает вашей безопасности.

    В Петербурге уже несколько лет действует общественный проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга». Корреспондент «Спорта День за Днем» пообщался с его координатором Ольгой Мнишко и узнал, как разместить велодорожки на узких питерских улицах и чем двухколесный друг лучше автомобиля.

    Осенью появятся три маршрута

    — На сайте вашей организации написано: «Мы добиваемся, чтобы в городе появилась удобная и безопасная велосипедная инфраструктура». Чего конкретно удалось добиться?
    — В 2014 году в Петербурге появились общественные велопрокаты. Мы тоже этому способствовали. Еще провели предпроектные работы по 16 веломаршрутам. Три из них планируют построить нынешней осенью (проспект Просвещения — центр, 11,5 км; Гражданский проспект — центр, 13,25 км; проспект Луначарского, 9,75 км. — «Спорт День за Днем»).

    — Возникают ли какие-то проблемы с проектированием?
    — В России нигде не готовят разработчиков. Их надо отправлять учиться за границу, а то они такого могут напроектировать, что будут просто выброшенные деньги. Недавно был один тендер. Пытались просто нарисовать на тротуаре велополосу, никак ее не выделяя. Это растрата бюджета непонятно на что. Велополоса отнимает кусок тротуара. Лучше взять конкретную улицу и посмотреть, что к ней больше подходит — велополоса или велодорожка. Или вообще сделать велосипедную улицу.

    — Последнее — разве не утопия?
    — Думаю, в будущем к этому вполне можем прийти. У нас много односторонних улиц.

     

    — Запланированы ли веломаршруты для быстрого попадания на Крестовский остров, где размещается новый стадион «Зенита»?
    — На Яхтенном мосту строят велодорожку. Мы говорили на встрече с ГИБДД, что совмещать два движения в разных направлениях не совсем верно. Это небезопасно и не так удобно. Но они решили сделать так. Хотя лучше, когда велосипедист движется по направлению автомобиля.

    Давайте урежем автомобильные полосы

    — Как безболезненно решить проблему взаимоотношений на дороге велосипедистов и автомобилистов?
    — Просто. Если построить необходимую инфраструктуру, никто не будет иметь претензий к велосипедистам. У нас в Петербурге три тысячи километров автомобильных дорог. Нужно столько же велосипедных дорожек. Мы ведь ездим там же, где и автомобилисты.

    — Везде инфраструктуру не разместишь. Например, в Петроградском и Василеостровском районах очень тесно. Втиснуть велодорожку очень сложно.
    — Это иллюзия. По ГОСТам ширина автомобильной полосы гораздо уже, чем она есть по факту. Если отрезать от каждой по 20–30 сантиметров, сразу появится место на велодорожку. Еще один плюс сокращения полос — водители станут ездить аккуратнее. Значит, меньше аварий. А сейчас они просто гоняют, потому что между ними огромный люфт.

    — Велодорожка должна чем-то отделяться, чтобы на нее не заезжали машины?
    — Да, должна быть выше тротуара либо отделяться бордюром или поребриком.

    — Велосипедистам разрешили выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта. Тяжело было этого добиться?
    — Еще в 2012 году мы собрали три тысячи подписей под петицией. Потом подали общественный запрос и добились внесения поправок. Еще хочу сказать, что 29 мая мы совместно с городом устраиваем велопарад, а на следующий день проводим акцию «На работу — на велосипеде!» Приглашаем всех петербуржцев проехать круг почета.

    — В этом году в Петербурге планируется строительство 34,5 километра велодорожек. Это много или мало?
    — На безрыбье и рак рыба. Если начнут что-то делать, прекрасно. Хорошо, если за два года построят все 16 веломаршрутов. Правда, все зависит от финансирования. Вы прекрасно знаете, что в стране кризис.

    Абонемент или карточка?

    — Вы сами ездите на велосипеде по Петербургу. С какими проблемами сталкиваетесь?
    — Сейчас главная проблема — на улицах очень пыльно. Никто практически ничего не моет. Да и небезопасно ездить. Многие автомобилисты норовят тебя «подрезать», общественный транспорт тоже не особенно сторонится велосипедистов. Едешь, а возле твоего уха проносятся зеркала. Боишься, что в следующей раз точно заедут по голове. Никакого уважения на дорогах! Нас просто надо отгородить от всех участников движения, чтобы мы спокойно ехали на своих велосипедах.

    — Одна из задач, стоящих перед вами, — разрушение мифов про велосипедистов. Какой из них самый популярный?
    — Велосипед — это спорт. До сих пор некоторые считают, что инфраструктура не нужна. И так прекрасно ездим. Автомобилисты считают, что нам почему-то нужно ездить по тротуарам или вообще не место на дорогах. Но с каждым годом велосипедистов все больше. И отношение к ним будет меняться. Постепенно люди поймут, что велосипед — альтернативный транспорт, а не какая-то история для маргиналов или подростков.

    — В прошлом году в Петербурге было установлено 90 станций велопроката, которые функционируют с апреля по ноябрь. Во время чемпионата мира они будут работать. Разберутся ли иностранцы, как взять велосипед?
    — К чемпионату мира представители «Велогорода» сделают инструкцию на английском. Более удобную и визуально понятную. Плюс в этой системе ничего уникального. Она работает по всему миру. Так что у людей из Европы или Северной Америки не возникнет никаких проблем.

    — Разработают специальные правила безопасности, чтобы гости чемпионата мира не попали в аварии?
    — Прежде всего надо соблюдать правила дорожного движения. Ехать там, где безопаснее. Если есть широкий тротуар, логично перемещаться по нему, чем по трассе с несущимися фурами.

    — Цены на прокат велосипедов падают?
    — Такие же. Никто не говорил, что тарифы будут повышать. Абонемент на сезон стоит 900 рублей. Для сравнения: единая месячная карточка на проезд в общественном транспорте — 3000 рублей.

    — По вашим ощущениям — растет интерес горожан к поездкам на велосипедах?
    — Да, мне хочется верить, что люди становятся более сознательными и думают о планете (улыбается). Автомобили — это не очень хорошо для экологии.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»