• Консультант СКА Владимир Васильев: «Найду иголку в стоге сена»

    01.11.08 01:43

    Владимир Васильев, безусловно, личность легендарная. Играл у великого Тарасова в ЦСКА, около двадцати лет проработал тренером в таких командах, как «Химик», немецкие «Кельн» и «Нюрнберг». В 1996-м был главным тренером сборной России. Причастен Васильев и к успехам нынешней национальной команды на чемпионате мира в Канаде, где он выступил в роли тренера-селекционера. И вот на днях 68-летнего специалиста пригласили в СКА на должность консультанта команды.

    В Воскресенске дорожат своими

    — Учитывая ваше воскресенское прошлое, легко предположить, что в СКА вас пригласил в том числе и Ларионов...
    — Мы встретились с Игорем на чемпионате мира в Канаде, где я помогал Быкову и Захаркину в сборной. Разговор зашел и о СКА. В итоге Ларионов предложил поработать вместе.

    — Вы давно знакомы. Верно?
    — Да. Впрочем, Игоря никогда не тренировал. Мы с ним, можно сказать, разминулись: он покинул «Химик», когда я пришел туда главным тренером. Но Воскресенск — небольшой городишко, где все друг друга знают. И, как это обычно бывает, очень дорожат «своими». Так что знаю его давно, и мы большие друзья. Игоря вообще нельзя не любить: приятный, интеллигентный человек.

    — Вас, видимо, высоко ценят в сборной, раз прислушиваются к вашему мнению. Наверняка отлично знаете рынок игроков...
    — Естественно, работа в сборной обязывает знать «всех и вся» в российском хоккее. Поскольку ее тренеры заняты еще и в клубах, у них не всегда есть время пристально отслеживать игроков других команд. Поэтому в национальной команде я тот человек, который призван помочь в комплектовании. Порой приходится работать усердно, словно рыться в стогу сена в поисках иголки. Но мне кажется, работаю не зря. Неслучайно же второй год подряд сборная радует результатами.

    — В споре, как известно, рождается истина. Вам порой приходится оспаривать свою точку зрения в отношении того или иного игрока?
    — Система такая: я предлагаю игрока, а решают, конечно, тренеры. Так что никаких проблем не возникает. Хотя, естественно, привожу аргументы в пользу приобретения того или иного игрока. Кто ж без них мне поверит?

    — Коней, как известно, по зубам определяют. С игроками так не получится. На что вы прежде всего обращаете внимание, когда берете на карандаш того или иного игрока?
    — Надо учитывать очень много аспектов. Если квалификация игрока видна на площадке, то другая сторона часто находится в тени. Прежде чем делать ставку на того или иного хоккеиста, нужно обязательно поговорить с его тренером, а иногда и партнерами по команде. Узнаешь, что он из себя представляет как личность.

     

    Коллектив может многое

    — Порой спортсмен хороший, а характер у него скверный.
    — Как вам сказать… Разумеется, так бывает. Каждый великий игрок — человек со своими взглядами, мнением. Порой даже совершенно отличными от всех остальных. Он потому и великий, что уникален во всем. Просто с таким человеком надо совершенно по-другому разговаривать…

    — Тут тренер должен достать из кармана «связку отмычек» от человеческих душ?
    — Именно. Порой может возникнуть непонимание между руководством команды и игроками. И тогда нужно суметь найти точки соприкосновения. Ведь коллектив может многое, и это нужно учитывать.

    — Кстати, о лидерах команды. Помнится капитан СКА Сергей Брылин выступал на чемпионате мира 1996-го в Австрии под вашем руководством…
    — Сергей — очень хороший игрок с состоявшимся реноме, он очень динамичный, работоспособный человек.

    — А какие хоккеисты лично вам импонируют?
    — Многие говорят, что хоккей — это игра, а для меня это прежде всего наука. Думаю, всем нравятся умные хоккеисты. Хотя в команде должны быть и рабочие лошадки. Вообще, любая команда — сложный организм.

    — Сейчас «ледовых шахматистов», стратегов стало меньше?
    — Сама игра стала другой, но все по-прежнему пытаются сравнивать времена. Но, на мой взгляд, это бессмысленно. Раньше игроки были более «гибкими», а сейчас стали «атлетичными». Вот вы же наверняка в раздевалку СКА заходили и видели ребят полуголыми. Правильно?

    — Признаться, лишь беглым взглядом. Ибо сразу выскочила оттуда пулей. Но в общем, вы правы, парни у нас крепкие.
    — Ну что ж вы так? Это же жизнь, и ваша работа, в конце концов. Чего стесняться-то? На мой взгляд, идея открыть для журналистов раздевалки — очень хорошая. Кстати, сам Профессор никогда не обладал огромными габаритами, но что он творил на поле! Вот и думайте сами, чего стоит умный игрок.

    — Вам игра СКА нравится?
    — Смит очень «гибкий» тренер. Местами его команда выдает по-настоящему русский хоккей: взрывной, динамичный, а иногда по-североамерикански силовой, жесткий. На мой взгляд, это очень хорошо, поскольку его команду очень трудно просчитать. Неслучайно в прошлом году СКА довольно долго шел в лидерах.

    Как только оформили — стал советовать

    — Вы уже Смиту давали какие-то советы по комплектованию?
    — Приезжал в Петербург недавно, на матч СКА — «Химик». Посидели вчетвером, поговорили.

    — Стало быть, вы что-то утаили от Смита: «Химику» питерцы дома проиграли…
    — Меня только на следующий день в клуб оформили. Как только оформили, сразу принялся советовать (смеется). На самом деле, мы со Смитом больше обсуждали круг моих обязанностей, а не предстоящий матч.

    — И все же в матче СКА и «Химика» за кого болели?
    — На это время душа моя уснула. Пытался больше сосредоточиться на игроках, сочетаниях звеньев.

    — Какое впечатление на вас произвел Смит? Кстати, как у вас с английским?
    — Впечатление самые наилучшее. Что касается языка, то говорю на немецком. Сказал Барри пару приветственных слов на английском, ну а дальше нам понадобился переводчик.

    — На данный момент вы официально вице-президент «Химика». Жить будете в Питере или Воскресенске?
    — Сейчас я уже москвич. В Воскресенске у меня только дача. Что касается должности в «Химике», то она, можно сказать, номинальная. Переехать в Питер? Если так будет нужно команде, перееду.

    — Вернуться к тренерской деятельности у вас никогда не возникало желания?
    — Нет. Сколько можно? Двадцать лет отдал этой работе.

    — Не секрет, что в задачи питерской команды входит строительство по-настоящему профессиональной клубной структуры.
    — Не знаю, как в других клубах, но в Питере, действительно, подход к делу очень профессиональный. Чувствуется, что равнодушных в команде нет: все делают одно общее дело.

    Консультанты вместо скаутов

    «В формулировке должности наших новых сотрудников мы сознательно ушли от названия «скаут», — признался генеральный менеджер СКА Андрей Точицкий. — Однако по содержанию эти функции в чем-то схожи. Вообще, в штатной структуре команды предусмотрены три должности консультантов. Первым стал Владимир Васильев, вторым Александр Зыбин, а фамилию третьего мы назовем позже. Если говорить в общем, не вдаваясь в нюансы работы, то в задачи Владимира Филипповича будет входить сбор и глубокая проработка информации о командах и игроках КХЛ. Александру Викторовичу предстоит заняться точечной селекцией игроков, выступающих в высшей лиге, и отслеживанием хоккеистов КХЛ, в которых будет заинтересован СКА. Также нам предстоит пригласить еще одного специалиста. Он должен будет взять на себя детско-юношеский сектор работы: отсматривать юных игроков перед драфтом и заниматься пополнением всей системы команды в целом (СКА, СКА-2, ВМФ, ВМФ-2).


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»