Выиграв все трофеи клубного футбола и в очередной раз прославив свою фирменную игру, «Барселона» не остановилась на достигнутом. Теперь сине-гранатовые борются с коррупцией, которая, оказывается, процветала в «Барсе» во времена президенства Жоана Лапорты.
Обнуление счета
С точки зрения спортивных достижений период правления Жоана Лапорты (с 2003-го по 2010 год) стал наиболее успешным в истории «Барселоны». Пропорционально числу завоеванных трофеев росла и армия поклонников «Барсы», часть которых вносила свои кровные за право называться socio – «членом клуба» – и выкупала не такие уж и дешевые сезонные абонементы. Эти деньги вкупе с поступлениями от рекламы, продажи телевизионных прав и атрибутики направлялись в клубную казну, однако затем они расходовались без надлежащего контроля. Когда же летом 2010 года президентское кресло занял Сандро Росель, для него было большим сюрпризом обнаружить, что счета клуба практически пусты. Как выяснилось впоследствии, опустошил их предшественник Роселя, не так уж и рачительно распоряжавшийся вверенными ему средствами, а порой делавший это и вовсе вопреки здравому смыслу.
Во избежание повторения ошибок прошлого новый cовет директоров «Барселоны» был вынужден принять этический кодекс, который содержит в себе ряд положений и является обязательным к исполнению для каждого из двадцати его членов. Всем им под страхом исключения из членов клуба запрещено получать комиссионные и принимать дорогостоящие подарки, трудоустраивать в клуб своих родственников, покупать предметы роскоши как для личных, так и для клубных нужд, а также принимать участие в мероприятиях, которые могли бы негативным образом сказаться на имидже «Барсы». При Жоане Лапорте никаких правил и ограничений не существовало; все пребывали в таком восторге, что на «мелкие шалости» президента закрывали глаза. Хотя на деле эти «шалости» были не такими уж и мелкими.
Дискотеки, сигары и часы
На фоне мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося как раз на середине второго президентского срока Лапорты, отдельные его решения вызывали откровенное недоумение. Взять хотя бы трансферы Златана Ибрагимовича и Дмитрия Чигринского, за которых было выплачено 57 и 15 млн евро соответственно. Но если их приобретение, пусть и по явно завышенной цене, еще можно объяснить «производственной необходимостью», то отдельные траты за счет клубных средств, совершал но на свои личные нужды.
Например, сразу в нескольких дискотеках каталонской столицы у «Барселоны» были открытые счета, и Лапорта со своими друзьями и приближенными периодически проводил там свободное время. В одном из таких заведений, Luz de Gas, его и запечатлел папарацци – мокрого от пота с сигарой в одной руке и бутылкой шампанского в другой. С клубных же счетов была произведена оплата билетов на финал Лиги чемпионов – 2008/09 в Риме сверх 20-процентной квоты, выделенной УЕФА каждой команде. В итоге на «Стадио Олимпико» «Барса» получила куда более мощную поддержку, чем «Манчестер Юнайтед», но встало ей это удовольствие почти в один миллион евро.
Что касается футболистов, то после окончания очередного успешного сезона Лапорта затевал пересмотр зарплат игроков в сторону увеличения. Ладно бы только это – как-никак многие из звезд «Барсы» действительно заслужили прибавку к жалованию. Однако часы и драгоценности, которые бывший президент надарил им на 420 тысяч евро, они вполне могли бы купить себе сами. К тому же подобного рода подарки предназначались не только игрокам, но и совершенно посторонним людям, с которыми Лапорта устанавливал «деловые связи». Приглашение влиятельных персон из мира политики и бизнеса, а также звезд спорта и кино на матчи «Барсы» и обслуживание их кулинарных запросов обходилось в 30–40 тысяч евро.
Рецепт узбекской кухни
Одним из гостей «Камп Ноу» был Байрам Тутумлу – турецкий агент, в мае 2008 года представивший Лапорте своего знакомого, «авторитетного бизнесмена» Мирадила Джалалова. Тот оказался доверенным лицом дочери бессменного президента Узбекистана Ислама Каримова – Гульнары, которой принадлежала холдинговая компания Zeromax, ныне уже обанкротившаяся. Под ее контролем находилась не только горнодобывающая промышленность, транспорт и сельское хозяйство, но и ведущий футбольный клуб страны «Бунедкор». В 2009 году Zeromax хотел приобрести за 60 млн евро «Мальорку», причем в роли посредника тогда выступал Жоан Лапорта, затребовавший за свои услуги 7 % комиссионных. Однако в последний момент у островитян вызвало сомнение происхождение денег, и сделка не состоялась.
К тому времени Лапорта уже вовсю развернулся на новом поле деятельности: успел побывать в Ташкенте и подписать контракт на 5 млн евро, согласно которому «Барселона» должна была провести два товарищеских матча с «Бунедкором» (один был сыгран в январе 2009 года). Еще три млн евро принес визит в узбекскую столицу трех звезд каталонского суперклуба – Лео Месси, Карлеса Пуйоля и Андреса Иньесты, преподавших мастер-класс юным футболистам. Сам же Лапорта получил в подарок от Гюльнары Каримовой часы стоимостью 200 тысяч евро, которые с нескрываемым удовольствием демонстрировал друзьям и знакомым.
Столь тесное сотрудничество с одним из наиболее одиозных режимов вызвало немало нареканий в Испании, и Лапорте пришлось свернуть налаженные контакты. Правда, узбекская сторона внакладе не осталась и в качестве компенсации ежемесячно получала по 40 тысяч евро. Пострадавшим почувствовал себя Тутумлу, которому причитались 10 % комиссионных от общей суммы сделок, составившей, по его словам, 22,24 млн евро, а не 6, как заявлял его оппонент. Попытка турка обвинить Лапорту в хищении остальных денег потерпела неудачу в испанском суде (в противном случае бывший президент «Барсы», а ныне депутат парламента Каталонии, загремел бы за решетку на целых восемь лет), однако не исключено, что это был всего лишь пробный шар, за которым рано или поздно последуют и другие.