В декабре прошлого года чемпионат Саудовской Аравии заполучил Криштиану Роналду, и теперь стало понятно, что это была не разовая акция, а начало воплощения в жизнь долгосрочной стратегии развития.
Вслед за звездным португальцем на Ближний Восток перебрались Карим Бензема и Н'Голо Канте (оба – «Аль-Иттихад»), Рубен Невиш и Калиду Кулибали (оба – «Аль-Хиляль»), а также Эдуар Менди («Аль-Ахли»). И это еще не все. Ожидается, что к началу сезона этот список значительно пополнится.
Вероятно, это вам что-то напоминает. Да, ситуация действительно повторяется, что вызывает опасения у президента УЕФА Александра Чеферина:
«Система покупки игроков, которые близки к завершению карьеры – это не та система, которая развивает футбол. Похожая ошибка была и в Китае…» – заявил он.
Все началось со слов председателя КНР Си Цзиньпина, озвучившего следующий задачи: во второй раз в истории пройти квалификацию чемпионата мира по футболу, провести его и в конечном итоге выиграть. Ради этого даже снизили налог на прибыль для компаний, вкладывающихся в развитие спорта – с 25 до 3 процентов.
Начиная с 2016 года, в Китае успели поиграть такие звезды, как Халк, Аксель Витсель, Рамирес, Оскар, Стефан Эль-Шаарави, Хавьер Маскерано и другие. Но это не привело ни к чему хорошему. Большой бизнес в погоне за выгодой начал скупать клубы, и вскоре китайское правительство обеспокоилось суммами, уходящими из страны в карманы зарубежных команд, игроков и их агентов.
Поднялся вопрос, что китайские клубы тратят больше, чем корейские и японские, но все равно продолжают им уступать. В итоге начался обратный процесс: ввели налог на многомиллионные иностранные контракты и ряд других ограничений. Звездные игроки начали покидать Китай, а каким-то клубам даже пришлось прекратить существование. Красивый мыльный пузырь лопнул.
Естественно, сейчас многие опасаются, что такая же судьба ждет и чемпионат Саудовской Аравии, но планы саудитов отличаются от китайских. Они не просто хотят развивать спорт, в частности футбол, но и преследуют цель за счет этого улучшить имидж страны и сделать экономику менее зависимой от добычи нефти.
К тому же уровень футбола в Саудовской Аравии порядком выше, чем в Китае. Китайцы не отобрались на чемпионат мира-2022, а саудовцы попали в Катар и даже обыграли будущих чемпионов аргентинцев. Сборная Саудовской Аравии трижды выигрывала Кубок Азии (больше побед только у Японии – четыре), а Китай ни разу. Саудовские клубы шесть раз становились победителями азиатской Лиги чемпионов, а китайские – трижды. Статистика говорит сама за себя.
Безусловно, это не гарант того, что Саудовская Аравия избежит ошибок Китая, но все же их проект нельзя назвать калькой с китайского. Вот что заявил глава маркетингового комитета Азиатской конфедерации футбола Хафез аль Медлеж:
«Мы только в начале пути. Отныне все игроки, которых можно купить, станут целью саудовских клубов. Опыт Китая не имеет к нам отношения, там был чистый маркетинг, футбол там не пользуется популярностью. А в Саудовской Аравии государственный проект, который не ограничится четырьмя топ-клубами, участвуют все. Страсть саудовцев к футболу не имеет предела», – цитирует Хафеза аль Медлежа Record.
Но все же не стоит забывать, что у Саудовской Аравии уже были проблемы с футбольным менеджментом. В 2018 году «Аль-Наср» и «Аль-Иттихад» не допустили к участию в Лиге чемпионов из-за многомиллионных долгов. Тогда пришлось вмешаться наследному принцу и погасить задолженности.
Смогут ли саудовцы научиться как на своих ошибках, так и на ошибках Китая, покажет время. Но что можно сказать с уверенностью, так это то, что теперь за ними пристально следят и ждут либо успеха, либо провала.
Фото: EPA / VOSTOCK Photo